Пятница, 03.05.2024, 13:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Задачи для оценки УУД | Регистрация | Вход
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    МБОУ "Бетюнская СОШ им. Н.Е. Иванова"

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Бетюнская средняя общеобразовательная школа им. Н.Е. Иванова»

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     Типовые задачи для оценки сформированности

     универсальных учебных действий

     

    (Начальная школа)

     

     

    По материалам издания

    «Как проектировать универсальные учебные действия

    в начальной школе.От действия к мысли».

    Пособие для учителя /

    А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. –

    М.: Просвещение, 2011. – 152 с.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2014

    1. Личностные универсальные учебные действия

     

    Действия самоопределения и смыслообразования.

    Беседа о школе

    (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина).

    Цель:  -  выявление сформированности внутренней позиции школьника

                -  выявление мотивации учения

    Оцениваемые УУД: действия, направленные на  определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

    Возраст: ступень предшколы (6,5 – 7 лет)

    Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.

    Метод оценивания: беседа

    Вопросы беседы:

    1а. Ты хочешь пойти в школу?      1б. Тебе нравится в школе?

    2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?

    3.Представь себе, что, что мама тебе говорит – Хочешь, я договорюсь, чтобы ты пошел в школу  не сейчас, а позже, через год? Что ты ответишь маме? 

    4. Представь себе, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает кто такой – «Хороший ученик»? Что ты ему ответишь?

    5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты каждый день учился в школе, а чтобы ты дома занимался с мамой и только иногда ходил в школу? Ты согласишься?

    6. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе – каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание – там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?

    7. Представь себе, что к вам домой           приехал знакомый родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает…. Отгадай, о чем он тебя спрашивает?

    8. Представь, что  ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша,  (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошее учение. Выбери сам, что ты хочешь – шоколадку, игрушку или тебе отметку поставить в журнал?»

    Ключ . Все ответы кодируются буквой А или Б.

    А – балл в счет сформированности внутренней позиции школьника,

    Б – балл в счет несформированности внутренней позиции школьника и предпочтения дошкольного образа жизни.

    1. а  Да – А., не знаю, нет – Б.
    2. А – называет школьные предметы, уроки; 

    Б – перемены игры, общение с друзьями, школьные атрибуты (ранец, форма и пр.)

    1. А – нет, не хочу. Б – хочу или согласен не ходить временно (месяц, полгода)
    2. А – указание на отметки, хорошее поведение, прилежание, старательность, заинтересованность в новых знаниях и умениях;

    Б – нет ответа или неадекватное объяснение;

    1. А – нет;

    Б – согласие, при этом может оговаривать посещение школы (иногда)

    1. А – школа А,  Б – школа Б
    2. А – вопросы о школе (учишься ли в школе, когда пойдешь в школу, какие отметки, хочешь ли пойти в школу и пр.) 

    Б – вопросы, не связанные со школой. Если ребенок не связывает вопросы взрослого со школой,  например, говорит, что взрослый спросит его имя, то можно задать вопрос: «А еще о чем он тебя спросит?)

    1. А – выбор отметки, Б – выбор игрушки, шоколадки.

    Критерии (показатели) сформированности внутренней позиции школьника:

    1. положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;
    2. проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется  в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;
    3. предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки  дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер, 1988).

    Уровни сформированности внутренней позиции школьника на 7-м году жизни:

    0.   отрицательное отношение к школе и поступлению в школу.

    1. положительное отношение к школе при отсутствии  ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.
    2. возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными аспектами.
    3. сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

    0 уровень – обязательно вопрос 1, 3, 5 - Б,  в целом преобладание ответов типа Б.

    1 уровень -  обязательно 1, 3, 5  - А,     2, 6, - Б. В целом равенство или преобладание ответов А.

    2 уровень – 1, 3, 5, 8  – А; в ответах нет явного преобладания направленности на школьное содержание. Ответы А преобладают.

    3 уровень  – 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 – А.

    Проба на познавательную инициативу.

    Цель: выявление сформированности познавательных интересов и инициативы.

    Возраст: дети 6,5 – 7 лет.

    Форма: индивидуальная

    Оцениваемые УУД – действие смыслообразования, устанавливающее  значимость познавательной деятельности для ребенка ; коммуникативное действие - умение задать вопрос.  

    Метод оценивания  - чтение незавершенной сказки.

    Описание задания

    Ребенку читают незнакомую ему сказку и на кульминационном моменте прекращают чтение. Психолог выдерживает паузу. Если ребенок молчит и не проявляет заинтересованности в продолжении чтения сказки,  психолог задает ребенку  вопрос: «Ты хочешь у меня что-то спросить?»

    Критерии оценивания:

    - интерес к сказке и инициатива ребенка, направленная на то, чтобы взрослый продолжил чтение сказки;

    - адекватность высказывания ребенка, направленного на то, чтобы инициировать взрослого продолжить чтение сказки.

    Уровни развития познавательных интереса и  инициативы

    1 низкий  –  ребенок интереса к чтению сказки не проявляет; вопросов не задает,

    2  средний– ребенок проявляет интерес к сказке, сам инициативы не проявляет, после дополнительного вопроса психолога спрашивает, чем закончилась сказка; с интересом выслушивает развязку;

    3 высокий – ребенок проявляет выраженный интерес к сказке, сам задает вопросы, настаивает на том, чтобы взрослый дочитал сказку до конца.

     

    Начальная школа

     

    Методика КТО Я? (модификация методики Куна)

    Цель: выявление сформированности Я-концепции и СО.

    Оцениваемые УУД: действия, направленные на  определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

    Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)

    Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный  опрос.

    Ситуация оценивания: Учащимся предлагается следующая инструкция:

    Напиши как можно больше ответов на вопрос «Кто Я?»

    Критерии оценивания:

    1. Дифференцированность – количество  категорий  (социальные роли, умения, знания, навыки; интересы, предпочтения; личностные свойства, оценочные суждения).

    2. Обобщенность 

    3. Самоотношение – соотношение положительных и отрицательных оценочных суждений

    Уровни:

    Дифференцированность

    1 – 1-2 определения, относящихся  к 1-2 категориям

    2 -   3-5 определений, преимущественно относящихся к 2-3 категориям (социальные роли, интересы-предпочтения)

    3 – от 6 определений и более, включая более 4 категорий, в том числе характеристику личностных свойств.

    Обобщенность

    1 - указывают конкретные действия (я учусь в школе), свои  интересы;

    2 – совмещение 1+3; 

    3 – указывают социальные роли (я ученик), обобщенные личностные качества (сильный, смелый)

    Самоотношение

    1 – преобладание отрицательных оценочных суждений или равенство отрицательных и положительных суждений (низкое самопринятие или отвержение)

    2  -  незначительное преобладание положительных суждений  или преобладание нейтральных суждений  (амбивалентное или недостаточно позитивное самоотношение)

    3 . – преобладание положительных суждений  (положительное самопринятие).

     

    Рефлексивная самооценка учебной деятельности.

    Цель: выявление рефлексивности самооценки в учебной деятельности.

    Оцениваемые УУД: личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности.

    Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)

    Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.

    Ситуация оценивания: учащимся предлается в свободной форме письменно ответить на вопросы опросника:

    Как ты считаешь, кого можно назвать «хорошим учеником»?  Назови  качества хорошего ученика.

    А можно ли тебя назвать хорошим учеником?

    Чем ты отличаешься  от хорошего ученика?

    Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про себя – «Я – хороший ученик»?

    Показатели и уровни рефлексивной самооценки:

    -   адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению)

    Уровни:

    1 – называет только 1 сферу школьной жизни,

    2 – называет 2 сферы,

    3 – называет более 2 сфер.

    - адекватное определение отличий Я от «хорошего ученика»

    Уровни:

    1 -  называет только успеваемость,

    2 -  называет успеваемость + поведение,

    3 – дает характеристику по нескольким сферам

    - адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик»: 

    1 – нет ответа, 2 – называет достижения; 3 – указывает на необходимость  самоизменения и саморазвития.

     

    «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса»

     Цель: определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса.

    Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся.

    Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)

    Форма (ситуация оценивания): опросник для учителя. .

    Ситуация оценивания:

    Методика представляет собой шкалу с описанием поведенческих признаков, характеризующих отношение ученика к учебным задачам и выраженность учебно-познавательного интереса. Шкала предъявляется  учителю с инструкцией отметить  наиболее характерные особенности поведения при решении задач для каждого ученика. 

    Критерии оценивания представлены в таблице 1.

     

    Уровень

    Критерий оценки поведения

    Дополнительный диагностический признак

    1. Отсутствие интереса

    Интерес практически не обнаруживается. Исключение составляет яркий, смешной, забавный материал.

    Безразличное или негативное отношение к решению любых учебных задач. Более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые.

    2. Реакция на новизну

    Интерес  возникает лишь на новый материал, касающийся конкретных фактов, но не теории 

    Оживляется, задает вопросы о новом фактическом материале, включается в выполнение задания, связанного с ним, но длительной устойчивой активности не проявляет

    3. Любопытство

    Интерес возникает на новый материал, но не на способы решения.

    Проявляет интерес и задает вопросы достаточно часто, включается в выполнение заданий, но интерес быстро иссякает

    4. Ситуативный учебный интерес

    Интерес возникает к способам решения новой частной единичной задачи (но не к системам задач)

    Включается в процессе решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца, после решения задачи интерес исчерпывается

    5. Устойчивый учебно-познавательный интерес

    Интерес возникает к общему способу решения задач, но не выходит за пределы изучаемого материала

    Охотно включается в процесс выполнения заданий, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу

    6. Обобщенный учебно-познавательный интерес

    Интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Ученик ориентирован на общие способы решения системы задач.

    Интерес – постоянная характеристика ученика, проявляет  выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительную информацию. Имеется мотивированная избирательность интересов.

     

    Уровни:

    Шкала позволяет выявить уровень сформированности учебно-познавательного интереса в диапазоне шести, качественно различающихся уровней:

    1. отсутствие интереса,
    2. реакция на новизну,
    3. любопытство,
    4. ситуативный учебный интерес,
    5.   устойчивый учебно-познавательный интерес;
    6. обобщенный учебно-познавательный интерес.

    Уровень 1  может быть квалифицирован как несформированность учебно-познавательного интереса; уровни  2 и 3 – как низкий, уровень 4 – удовлетворительный, уровень 5 – как высокий и уровень 6 как очень высокий.

     

    Опросникмотивации

    Цель: опросник предназначен для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности.  Может быть использован в работе со школьниками 2-5 классов.

    Оцениваемые УУД:  действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.

    Форма:  опросник.

    Ситуация оценивания:  опросник содержит 27 высказываний, объединенных в 9 шкал:  1 - отметка,  2 – социальная мотивация одобрения - требования авторитетных лиц (стремление заслужить одобрение или избежать наказания), 3 – познавательная мотивация; 4 – учебная мотивация, 5 – широкие социальные мотивы;  6 - мотивация самоопределения в социальном аспекте;  7. прагматическая внешняя утилитарная мотивация; 8 – социальная мотивация – позиционный мотив; 9 – отрицательное отношение к школе.

                Ниже приведены высказывания, соответствующие каждой из перечисленных шкал.

    1. Отметка

    чтобы быть отличником

    чтобы хорошо закончить школу

    чтобы получать хорошие отметки

    2. Социальная мотивация одобрения - Требования авторитетных лиц

    чтобы родители не ругали

    потому что этого требуют учителя

    чтобы сделать родителям приятное

    3.Познавательная мотивация

    потому что учиться интересно

    потому что на уроках я узнаю много нового

    потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы

    4. Учебная мотивация

    чтобы получить знания

    чтобы развивать ум и способности

    чтобы стать образованным человеком

    5. Социальная – широкие социальные мотивы

    чтобы в будущем приносить людям пользу

    потому что хорошо учиться – долг каждого ученика перед обществом

    потому что учение самое важное и нужное дело в моей жизни

    6.Мотивация самоопределения в социальном аспекте

    чтобы продолжить образование

    чтобы получить интересную профессию

    чтобы в будущем найти хорошую работу

    7. Прагматическая внешняя утилитарная мотивация

    чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать

    чтобы получить подарок за хорошую учебу

    чтобы меня хвалили

    8. Социальная – позиционный мотив

    чтобы одноклассники уважали

    потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу, чтобы меня уважали

    потому что не хочу быть в классе последним

    9. Негативное отношение к учению и школе

    мне не хочется учиться

    я не люблю учиться

    мне не нравится учиться

    Инструкция: «Ниже приведен ряд утверждений, высказанных твоими сверстниками о том, зачем и для чего они учатся. Прочитай их внимательно. Можешь ли ты сказать так о себе, о своем отношении к учению? С некоторыми из этих утверждений ты согласишься, с некоторыми – нет.

    Пожалуйста, оцени степень своего согласия с этими утверждениями по 4-балльной шкале: 4 – совершенно согласен, 3 – скорее согласен, 2 – скорее не согласен, 1 – не согласен.

     

    1. Я учусь, чтобы быть отличником
    2. Я учусь, чтобы родители не ругали
    3. Я учусь, потому что учиться интересно
    4. Я учусь, чтобы получить знания
    5. Я учусь, чтобы в будущем приносить людям пользу
    6. Я учусь, чтобы потом продолжить образование
    7. Я учусь, чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать
    8. Я учусь, чтобы одноклассники уважали
    9. Я не хочу учиться
    10. Я учусь, чтобы хорошо закончить школу
    11. Я учусь, потому что этого требуют учителя
    12. Я учусь, потому что на уроках я узнаю много нового
    13. Я учусь, чтобы развивать ум и способности
    14. Я учусь, потому что хорошо учиться – долг каждого ученика перед обществом
    15. Я учусь, чтобы получить интересную профессию
    16. Я учусь,  чтобы получить подарок за хорошую учебу
    17. Я учусь,  потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу, чтобы меня уважали
    18. Я не люблю учиться
    19. Я учусь, чтобы получать хорошие отметки
    20. Я учусь, чтобы сделать родителям приятное
    21. Я учусь, потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы
    22. Я учусь, чтобы стать образованным человеком
    23. Я учусь, потому что учение самое важное и нужное дело в моей жизни
    24. Я учусь, чтобы в будущем найти хорошую работу
    25. Я учусь, чтобы меня хвалили
    26. Я учусь, потому что не хочу быть в классе последним
    27. Мне не нравится учиться

    Критерии оценивания:

    Обработка результатов: подсчитывается количество  баллов, набранных по каждой из шкал. Строится профиль мотивационной сферы, дающий представление об особенностях смысловой сферы учащегося.

    Интегративные шкалы:

    Учебно-познавательная – суммируются баллы по шкалам (3 познавательная +4 учебная).

    Социальная   – суммируются баллы по шкалам (5 широкие социальные мотивы +6 перспектива самоопределения социального и профессионального).

    Внешняя мотивация – суммируются баллы по шкалам (1 отметка + 7 прагматический).

    Социальная – стремление к  одобрению – суммируются баллы по шкалам  (2 требования авторитетных лиц +8 позиционный)

    Негативное отношение к школе – 9.

    Уровни: оценивается мотивационный профиль.

    0 – пик на шкале «негативное отношение к школе»,

    1 – пики неадекватной мотивации (внешняя, социальная – одобрение)

    2- нет явного преобладания шкал, выражены учебно-познавательная и социальная шкалы.

    3 – пики учебно-познавательной и социальной мотивации. Низкие показатели негативного отношения к школе.

     

    Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха.

    (Рефлексивная оценка – каузальная атрибуция неуспеха)

    Цель: выявление адекватности понимания учащимся причин успеха/неуспеха в деятельности.

    Оцениваемые УУД: личностное действие самооценивания (самоопределения), регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности.

    Возрастная группа: ступень предшкольного образования (6,5 – 7 лет)

    Форма оценивания: индивидуальная беседа.

    «Бывает так, что ты рисуешь, лепишь  или складываешь из конструктора и у тебя не получается?

    При утвердительном ответе – А как ты думаешь, почему у тебя не всегда получается?

    При отрицательном ответе – можно сделать вывод о низкой рефлексии или некритичной оценке.

    Вопрос: Какие задания ты любишь -  трудные или легкие?

    При ответе – «у меня всегда получается»  прекращаем опрос.

    Критерии оценивания:

    Ответы:

    Каузальная атрибуция «Усилия» – не старался, бросил, надо учиться, надо попросить, чтобы объяснили, помогли и пр.

    «Объективная трудность задачи» – очень трудная, сложная, не для детей, для старших и т.д.

    «Способности» – не умею, у меня всегда не получается.

    Создать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2024