Пятница, 03.05.2024, 12:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Методы изучения и выявления нравственной воспитанности учащихся | Регистрация | Вход
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    МБОУ "Бетюнская СОШ им. Н.Е. Иванова"

    Методы изучения и выявления

    нравственной воспитанности учащихся

     

    Анкета «Нравственные понятия»

    Как ты понимаешь следующие слова?

    • Мудрость
    • Добро
    • Зло
    • Совесть
    • Душа
    • Любовь
    • Гордыня
    • Счастье
    • Свобода
    • Дружба
    • Милосердие
    • Долг
    • Вина

    Интерпретация полученных данных производится педагогом-психологом, ответы детей оцениваются и классифицируются по следующим уровням:

    1) понятие не сформировано, ребенок не понимает, о чем идет речь

    2) смутные представления о понятии, противоречивые, запутанные

    3) четкие представления о понятии, достаточно глубокое (на доступном для возраста анкетируемого уровне) понимание значения предложенного слова

    Следующая методика предназначена для выявления уровня нравственной самооценки учащихся.

    Методика №1: диагностика нравственной самооценки

    Инструкция: 4 балла – если вы полностью согласны с высказыванием,

    3 балла – если, вы больше согласны, чем не согласны

    2 балла – если вы немножко согласны

    1 балла – если вы совсем не согласны

    Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное высказывание.

    Текст вопросов:

    1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
    2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
    3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
    4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
    5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
    6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
    7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
    8. Мне приятно делать людям радость.
    9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
    10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

    Обработка результатов: Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла – 2 единицы, в 2 балла – 3 единицы, в 1 балл – 4 единицы.

    В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с балом. Например, 4 бала – это 4 единицы, 3 бала – 3 единицы и т.д.

    Интерпретация результатов: От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки.

    От 24 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки.

    От 16 до 23 единиц – нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

    От 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.

    Для диагностики толерантного поведения учащихся применяется методика «Незаконченные предложения».

    Методика №2: Диагностика этики поведения

    «Незаконченные предложения»

    Инструкция: Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".

    Текст:

    1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…

    2. Если кто-то надо мной смеется, то я…

    3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…

    4. Когда меня постоянно перебивают, то я…

    5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…

    Интерпретация:

    Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

    Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

    Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

    Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

    Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

    Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям

    Инструкция: "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять". Список заранее записывается на доску.

    Список желаний:

    1. Быть человеком, которого любят.

    2. Иметь много денег.

    3. Иметь самый современный компьютер.

    4. Иметь верного друга.

    5. Мне важно здоровье родителей.

    6. Иметь возможность многими командовать.

    7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

    8. Иметь доброе сердце.

    9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

    10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

    Интерпретация:

    Номера отрицательных ответов: №№2, 3, 6, 7, 10.

    Пять положительных ответов – высокий уровень.

    4-е, 3-и – средний уровень.

    2-а – ниже среднего уровня.

    0-1 – низкий уровень.

    Завершает данный комплекс методика изучения нравственной мотивации учащихся.

    Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.

    Инструкция: "Я прочитаю вам четыре вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

    Вопросы:

    1. Если кто-то плачет, то я.

    А) Пытаюсь ему помочь.

    Б) Думаю о том, что могло произойти.

    В) Не обращаю внимания.

    2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.

    А) Я скажу ему, чтобы он не приставал.

    Б) Отвечу, что не могу ему помочь.

    В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

    Г) Пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.

    3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

    А) Я не обращу внимания.

    Б) Скажу, что он размазня.

    В) Объясню, что нет ничего страшного.

    Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

    4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

    А) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

    Б) Обижусь в ответ.

    В) Докажу ему, что он не прав.

    Обработка результатов:

    Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

    Далее подсчитать сумму положительных ответов, данных учеником.

    4 бала – высокий уровень 2, 3 бала – средний уровень 0, 1 бал – низкий уровень

     

     

    Создать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2024