Пятница, 03.05.2024, 12:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Анализ социокультурной ситуации | Регистрация | Вход
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    МБОУ "Бетюнская СОШ им. Н.Е. Иванова"

    Приложение 5

     

    АНАЛИЗ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ (СКС)

     

    1. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА  МИКРОРАЙОНА.

    1.1. Территориально-административная.

    Бетюнский наслег  расположен в центре Амгинского улуса, на левом берегу реки Амма, которая протекает по территории наслега на 15 км.

    Основным землепользователем является МР «Амгинский улус».

    Расстояние от города Якутска - 200 км, расстояние от районного центра села Амга – 12 км.

    В любое время года имеется хорошая наземная связь с другими населёнными пунктами улуса и республики. Весенне-осенний период не грозят паводки т.к. наслег находятся на высоком берегу реки, примерно 10-15 метров.

    Расположение Бетюнского наслега характеризуется удобной  территориальной близостью от районного центра -  села Амга. 

                1.2. Хозяйственно-экономическая.

    Транспортная система развита в большей степени относительно среднереспубликанской. В непосредственной близости от территории Бетюнского наслега проходит автомобильная дорога республиканского значения «Амга», связывающая  Якутск с промышленным Усть - Майским районом.

    В 70 – 80-е годы XX века на территории наслега действовал крупный совхоз, который был передовым в районе и в республике по ряду экономических показателей. В данное время объекты, построенные за это время, пришли в негодность или находятся в запущенном состоянии. 2012-й год, решением главы улуса Артемьева А.Е, объявлен годом селького хозяйства в улусе, имеются возможности для развития сельского хозяйства, в том числе увеличения поголовья крупного рогатого скота, лошадей и особенно продукции овощей.

    В непосредственном расстоянии от наслега функционируют экологический парк «Хотуйа».

    Функционирование предприятий, учреждений, организаций, объектов социально-экономической инфраструктуры на территории наслега выглядит следующим образом:

    Бетюнская средняя общеобразовательная школа - 1

    Бетюнский детсад - 1

    Сельский Дом культуры – 1

    Филиал Детской музыкально-художественной школы - 1

    Библиотека – 1

    Музей - 1

    Коллективное предприятие «Бетюнь» - 1

    Бетюнская ЦУБ, улусная туберкулёзная больница «Орай», ГУСО АРЦ «Күөх ыллык»-3

    ЖКХ - 1

    Автозаправка - 1

    Крестьянские фермерские хозяйства - 15

    Отделение связи – 1

    Магазин - 1

    Частные магазины – 4

    Индивидуальные предприятия  - 3

    Доступны все виды информационных ресурсов: телевидение, телефонная стационарная и мобильная связь, интернет. Скорость интернета ограничена техническими возможностями провайдера – монополиста «Ростелеком».

    Хозяйственно-экономическая составляющая связана с развитием  сельского хозяйства, с созданием  автономных центров по переработке сельхозпродукции для реализации качественной, экологически чистых продуктов питания для жителей  районного центра Амга.

    Функционирование автомобильной дороги республиканского значения Якутск – Усть-Мая, также приход в регион железнодорожной магистрали Беркакит – Томмот – Нижний Бестях обуславливает создание предприятий,  оказывающих разнообразные услуги  транспортникам.

    Близость экологического парка «Хотуйа» и природных памятников «Ытыксирдэр» предоставляют возможность развития  туристического бизнеса, всего спектра сопутствующих услуг.

    Населению доступны все виды связи, в том числе и Интернет.

    Все эти условия  привлекательны и имеют тенденцию увеличения населения, что приведет к повышению количества учащихся.  Таким образом, Бетюнский наслег имеет достаточные  перспективы в плане развития.

    1.3. Демографические данные наслега

    Всего населения1228 человек.

    Из них мужчин- 577

    Женщин- 647

    Дети дошкольного возраста- 179

    Школьного возраста- 224

    Студенты: ВУЗ - 15

    ССУЗ - 10

    Пенсионеры –  185, из них работающих - 64

    Инвалиды –  77, из них работающих - 6, в том числе дети – 13

    Миграция населения

    Прибыло – 38 человек

    Выбыло – 26 человек

    Естественный прирост населения

    Рождаемость за последние 5 лет стабильно высокая (самая высокая рождаемость в улусе).

    в 2007 – 38 детей

    в 2008 – 20 детей

    в 2009 – 33 детей

    в 2010 – 23 детей

    в 2011 – 26 детей

    Умерло в 2008 г. –  19 человек     

     в 2009г. –   15 человек                                     

     в 2010г. –   15 человек     

    в 2011г. – 15 человек              

    Прогноз поступления в 1 класс соответственно:

    в 2012 год – 27,

    в 2013 год – 13,

    в 2014 год – 38,

    в 2015 год – 20,

    в 2016 год – 33 детей. 

    Демографическая ситуация в Бетюнском наслеге характеризуется определенной положительной динамикой, прирост населения опережает смертность  на 53,5%.

    1.4  Занятость населения

    Всего по наслегу занято на предприятиях и организациях 314 человек (43,3%), из них:

    в сфере образования работают – 105,

    ЖКХ – 20,

    сельского хозяйства – 74,

    здравоохранения – 38,

    ветеринарной деятельности – 5,

    предоставления социальных услуг – 40,

    деятельности по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта – 17 человек.

    Занято в крестьянских хозяйствах 23 человека.

    Занято индивидуальной трудовой деятельностью 70 человек, из них в оптовой и розничной торговле – 33, в строительстве – 5, по обработке древесины – 11, по транспорту и связи – 11, в области информационных технологий – 1, предоставляют прочие виды услуг – 9 человек.

    Также 308 человек занято в личных подсобных хозяйствах.  

    Численность трудоспособного населения – 724 чел., из них численность безработных 75 человек (10,5%) в трудоспособном возрасте. На учете ЦЗН состоит 50 человек (6,1%).

    1.4. Социальная и культурно-национальная характеристика

    Всего семей – 136; из них полных семей – 98 (72,05%); неполные семьи – 38 (27,95%)

     

     

    Социальное положение родителей

                Количество родителей – 234 человек

    в т.ч. матери-одиночки – 8 (21,05%)

    отцов-одиночек – 3; отцы-вдовцы – 2

    матери-вдовы – 10 (26,31%)

    разведенные матери – 17 (44,73%)

    Из них малообеспеченных – 110 семей (80,88%);

    Основной процент составляют дети из малоимущих и многодетных семей.

    Анализ социального положения родителей показывает, что основной контингент родителей - это служащие,  достаточно большое количество рабочие разных предприятий и незначительная часть  пенсионеров и безработных. Количество родителей-пенсионеров имеет тенденцию к повышению.

    Часть населения занята в крестьянских, фермерских хозяйствах (разведение крупного рогатого скота, коневодство), имеются частные предприятия (магазины, частный извоз и т.).  Большинство населения имеет подсобное хозяйство.

    Сравнительно большое количество населения, достаточная обустроенность наслега объектами социального назначения (больница, школа, СДК, ДМХШ, школа, детсад) – делает наслег привлекательным  со стороны предоставления  социальных услуг. В то же время ограниченные возможности по трудоустройству создают проблемы для создания комфортных условий для проживания, а значит,  приводят к оттоку населения в районный центр, в Якутск.

    Средний заработок работающего населения не отвечает прожиточному минимуму. В связи с этим количество малообеспеченных семей увеличивается.

    1.5. Образование.

    Взрослое население всего – 715

    Высшее образование –  95 (13,28%)

    Среднее специальное –  130 (18,18 %)

    Среднее образование – 105 (14,68 %)

    Неполное среднее – 75 (10,48%)

    Студенты очного обучения - 25

    Учащиеся школ - 218

    Дети посещающие ДОУ – 95

    Уровень образования большинства населения – среднее.

    Образовательный ценз характеризуется средним  уровнем.

    1.6. Учреждения культуры

    Сельский Дом культуры функционирует, является социокультурным центром села.

    1.7. Правонарушения

    Имеются  дети, состоящие на учете в ИДН и входящие в «зону риска» (находящиеся на внутришкольном контроле).

    Количество детей,  состоящих на учёте КДН и ПДН:

    В 2008 – 2009 гг. – 5

    2009 - 2010 – 3

    2010 – 11 гг. - 2

    Дети, находящиеся в группе риска –   учащиеся

    в 2008 -2009 гг. – 22

    в 2009 – 2010 гг. – 26 

    в 2010 – 2011 гг. – 27

    в2011 – 2012 гг. - 22

    Таблица 1

    Динамика роста  незащищенных слоев населения

    Учебный год

    2008-2009

    2009-2010

    2010-2011

    2011-2012

    Опекаемые дети

    4

    4

    7

    3

    Дети-инвалиды

    3

    2

    2

    7

    Дети, входящие в «группу риска»

    22

    26

    27

    22

    1.8. Национальный состав.

    Национальный состав представлен саха.

    Беженцев и вынужденных переселенцев нет.

    Национальный состав преимущественно однороден, межнациональных разногласий не замечено.

    Вывод: Как видно из таблицы № 1, в школе постоянно обучаются опекаемые дети (полусироты и воспитываемые у родственников дети). Также достаточно высока численность детей, входящих в «группу риска»: в основном это дети семей, где ослаблена родительская ответственность и отсутствует контроль.  Таким образом, малый доход семей, наличие неполных семей, обуславливает общий низкий уровень социального положения села, что находит свое отражение в образовательном процессе.

    2. АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

    2.1. Определение различных жизненных проблем

    Экологические

    Бетюнский наслег расположен на берегу  реки Амга – жемчужины республики. Местное население отличается привязанностью к своей кормилице.

    Но в последние годы появилась проблема по укреплению берега реки Амга, протекающей по территории наслега. В результате паводков, затяжных дождей в последнее время появилась проблема организации отвода талых и сточных вод. В погребных ямах многих частных домов,  ледников скапливается талая вода, что усугубляет проблемы местных жителей.

    Особенностью местной свалки является её расположение на видном месте, около трассы. Алаас «СынаЬа» находится в плачевном состоянии: за многие годы здесь собран всякий хлам.

    Имеются проблемы благоустройства наслега. В наслеге число ветхих и аварийных домов составляет 40 из 491 жилищных зданий.

    Социальные.

    Средний  образовательный уровень населения, малая доходность хозяйств, безработица, неполный состав семей создают трудности в выстраивании конструктивных взаимоотношений. Существует проблема алкоголизма среди взрослого населения и молодежи.

    Семейные

    Интересы семьи ограничиваются каждодневными заботами о выживании. Вопросы воспитания, формирования личностных качеств ребенка не входят в первостепенную задачу семейного воспитания. Все это подспудно отводится только школе и детскому саду, что приводит к тому, что ответственность за воспитание перекладываются на образовательные учреждения.

    Управленческие.

    Органы местного самоуправления уделяют достаточно много внимания социально-экономическим проблемам наслега. Школа обладает опытом работы социального партнерства с предприятиями (приложение № 6).

    Духовные.

    Бетюнский наслег – место людей, славных своими трудовыми традициями.

    Жители села имеют опыт присвоения имен своих земляков своим учреждениям, улицам:

    - спортзалу – имя учителя физкультуры, воспитавшего массовое поколение выпускников-спортсменов и физкультурников В.З. Неверова;

    - музею и улице – имя председателя сельского совета Бетюнского наслега, Героя Социалистического Труда А.М. Васильевой;

    - школе – имя директора школы, заслуженного учителя школ ЯАССР Н.Е. Иванова;

    - улице – имя председателя колхоза им. Чапаева М. Т. Нестерова, Е. Н. Николаева – общественного деятеля, К.Н. Онуфриевой – самодеятельного мелодиста, Р.П. Петрова – первого председателя совета.

    Существуют культурно-исторические традиции, такие как «Ысыах», «Куйуур», «Мунха». Традиционно проводятся соревнования по вольной борьбе на призы С. В. Неустроева, на звание «Ботун бо5осторо», по баскетболу на призы В.З. Неверова, по волейболу на призы А.Д. Игнатьевой, ежегодно проводятся в честь увековечения памяти Иванова Н.Е. Ивановские чтения, лучшим выпускникам школы присуждаются именные сертификаты с денежными премиями.

     2.2. Идентификация собственно образовательных проблем

    Несмотря на относительную стабильность успеваемости, качество обученности учащихся имеет тенденцию к снижению (см. приложение №11), что обусловлено, на наш взгляд, снижением мотивации и познавательного интереса учащихся  основной школы (см. приложение №11) Результаты контрольных срезов и тенденция к снижению количества призеров предметных олимпиад, а также снижение качества результатов итоговой аттестации за основную школу  подтверждают сделанный нами вывод (см. приложения №11). Таким образом, выявлена также проблема недостаточной обеспеченности преемственности при переходе из начальной  школы в основную.

    В целом, коллективу Бетюнской школы удается добиваться стабильно высоких результатов  поступаемости в учебные заведения, также  коллектив развивает креативные способности учащихся, что подтверждают данные по участникам и призерам НПК «Шаг в будущее» и др. олимпиад, смотров, конференций (см. приложения№11).

    2.3. Описание образовательной области

    Расслоение населения по возможностям и уровню образования.

    Родители в большей степени надеются на школу в организации воспитания учащихся.

    Отсутствие координации (межведомственной программы) между школой, обществом, предприятиями в деле духовно-нравственного воспитания.

    Незаинтересованность родителей в повышении учебной мотивации детей.

    Низкая материальная обеспеченность семей не позволяет учащимся посещать платные дополнительные учреждения.

    Наблюдается расслоение населения по возможностям и уровню образования. Существует проблема алкоголизма среди взрослого населения и молодежи. Ответственность за воспитание детей родители перекладывают на образовательное учреждение.

     

    3. АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАПРОСОВ

     

    Изучая образовательные запросы к  школе, мы выделили ряд субъектов, участвующих в формировании социального заказа: это муниципалитет, родители, учащиеся и  педагоги.

    3.1 Образовательные запросы муниципалитета напрямую связаны с прогнозом социально-экономического развития региона. С открытием железнодорожных и развитием автодорожных предприятий,  потребуются, специалисты по обслуживанию путей, железнодорожных составов, дорожные смотрители, работники сферы обслуживания и т.д. В Бетюнском наслеге в связи со спецификой предприятий, расположенных в сельской местности, потребуется больше специалистов сельского хозяйства – трактористов, животноводов, технологов. Необходимы  работники сферы технического обслуживания автомобильных и железных дорог (инженеров, квалифицированных рабочих), ЖКХ, менеджеры по туризму. Таким образом, муниципалитет в лице руководства улуса запрашивает подготовку специалистов технического и  сельскохозяйственного профиля (в том числе, технологического), туризма и предпринимательства.

    3.2.Социальный заказ родителей.

    Понимая важность того, что родители являются главными заказчиками образовательного процесса, в этом году провели анкетирование среди родителей. По итогам проведенного анкетирования среди родителей выяснилось, что многие родители оценивают работу школы удовлетворительно и перечисляют такие положительные стороны как: хорошее качество обучения по многим предметам, достижения учащихся в конкурсах различного уровня, отношение учителей к учащимся. Отрицательными сторонами являются низкий охват учащихся дополнительным образованием, в частности, спортивными секциями, неэффективная  работа с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

                Большинство опрошенных родителей указывают на безработицу среди мужского населения, на отсутствие условий для новых специалистов. Для развития села необходимым условием считают развитие сельского хозяйства и малого бизнеса, обеспечение занятости молодежи, открытие для них новых рабочих мест. Проблемой для всего населения жители называют алкоголизм. В последние годы участился и женский алкоголизм, что ведет к снижению уровня духовности населения.

    Картина социального заказа родителей по итогам анкетирования в 2009-2010,  2010-2011, 2011-2012   уч. годы выглядит следующим образом:

    Вопросы социологического опроса

    2009 – 2010

    2010-2011

    2011-2012

    1

    Получение достаточных знаний, необходимых для продолжения образования

    85%

    88,5%

    88%

    2

    Привитие интереса к обучению

    87%

    84%

    85%

    3

    Готовность детей к профессиональному самоопределению

    96%

    76,8%

    78%

    4

    Духовно-нравственное воспитание человека, владеющего коммуникативной культурой.

    45%

    82,6%

    83%

    5

    Привитие правил здорового образа жизни. Укрепление физического, психического и интеллектуального здоровья.

    62 %

     

    94,2%

     

    95%

    6

    Создание комфортных условий в школе

    75 %

    80%

    80%

    7

    Предоставление дополнительных услуг (владение иностр. языком, навыки ведения домашнего хозяйства, правила этикета, вождение автомобиля и т.д.)

    67 %

     

    79,7%

     

    79,9%

    8

    Выявление и поддержка индивидуальных способностей и талантов детей

    78 %

    75,4%

    81%

     

    Как видно из таблицы,  заинтересованность родителей  в получении достаточных знаний детьми,  воспитанию духовно-нравственного человека, владеющего коммуникативной культурой растет.  Результаты социологического опроса  показали, что родители хотят, чтобы:

    ·   в школе уделялось больше внимания воспитанию  детей;

    ·   ребенок имел возможность получить качественное основное общее и среднее (полное) образование;

    • школа обеспечивала качественную подготовку  школьников  для продолжения образования  в ВУЗах и ССУЗах;

    ·   школа обеспечивала досуговую занятость детей, и были бы созданы условия для удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей и талантов детей.

    Таким образом,  изучение социального заказа родителей  показал, что основные требования связаны с выявлением, поддержкой, сохранением и развитием индивидуальных особенностей  ребенка,  с формированием и развитием самооценки ребенка, с мотивацией готовности детей к профессиональному самоопределению.  Также опрос показал, что родители в больше степени удовлетворены созданием условий для обучения и воспитания, применения учителями педагогических технологий для привития интереса к обучению, дисциплиной в школе.

    3.3.Запросы обучающихся.

    Итоги анкетирования, проведенного среди учащихся,   показали следующее.

    Учащиеся хотят, чтобы:

    ·   в школе было интересно учиться;

    ·   соблюдались права и уважалось достоинство личности ребенка;

    ·   в школе были созданы комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации;

    ·    школа давала качественное образование для получения профессии.  

    Образовательные запросы Бетюнской СШ можно сгруппировать следующим образом:

    • Муниципалитет запрашивает подготовку специалистов технического, технологического, сельскохозяйственного профиля, способных работать в улусе.
    • Родители в первую очередь ставят задачи сформированности здорового образа жизни, сохранения здоровья детей, качественной подготовки к послешкольному образованию.
    • Активная часть родительской общественности: из стен школы должны выйти люди, адаптированные к современным, быстроменяющимся условиям жизни и рынка труда, духовно-нравственно воспитанными, ответственными членами общества.

    Таким образом, интегративный образовательный заказ можно сформулировать следующим образом: выпускник школы должен быть убежденным сторонником здорового образа жизни, обладать в большей мере техническим мышлением, сформированными социальными и коммуникативными  компетентностями. Самое главное, родители указывают на воспитанность учащихся, ожидают поддержку по данной тематике.

     

    4. АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ВЫЯВЛЕННЫХ ЗАПРОСОВ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ

    Для удовлетворения муниципального запроса - подготовки специалистов технического, технологического, сельскохозяйственного профиля, способных работать в улусе -  в школе созданы определенные условия:

    по подготовке учащихся  по технологическому и сельскохозяйственному направлениям, а также для реализации способностей и образовательных потребностей детей с гуманитарными способностями необходимо введение, как минимум, 3 профилей, но их введение будет затруднено в связи с ограниченными ресурсами (кадровыми, материально-техническими и т.д.) в условиях сельской школы. Решение этой проблемы возможно при организации образовательного процесса на основе ИУП (индивидуальных учебных планов).

    по подготовке специалистов, способных работать в улусе – формированию и развитию патриотизма у школьников, необходимы программы воспитательной работы и дополнительного образования в данной области.

    Для выявления иподдержки одаренных детей – функционирует научное общество «Орконой» которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня.

    Для удовлетворения основного запроса родителей  - сформированности здорового образа жизни, сохранения здоровья детей – необходимо организовать системную работу по формированию ЗОЖ и профилактике заболеваний, для чего надо выработать отдельную подпрограмму «Здоровье».Мониторинг здоровья школьников за 2007 – 2011 гг. подтверждает тенденцию к ухудшению здоровья учащихся.

    - Удовлетворение образовательного заказа общественности – воспитание людей, адаптированных к современным, быстроменяющимся условиям жизни и рынка труда - может быть удовлетворен при формировании социальных, коммуникативных и технологических компетентностей учащихся.

    5. КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В БЕТЮНСКОМ НАСЛЕГЕ

    Таким образом, на основе анализа возможностей удовлетворения выявленных запросов системой образования выявлены следующие противоречия:

    - между сохранением сложившихся традиционных взглядов на воспитание детей и изменением жизненных установок со стороны родителей, детей и молодежи;

    - между многообразием (вариативностью) образовательных потребностей индивидов и недостаточностью кадрового, материального ресурсов для удовлетворения этих запросов;

    - между необходимостью формирования духовно-нравственного человека – и отсутствием (недостаточностью)  механизмов его формирования в условиях общеобразовательного учреждения;

    - между необходимостью формирования социальных и коммуникативных компетентностей школьников и сохранением традиционных форм организации и содержания образования.

    Выявленные  противоречия обусловили  ключевую проблему образования: недостаточность организационно-педагогических условий для формирования и развития духовно – нравственных ориентиров учащихся.

    Для решения данной проблемы сформулирована тема проекта «Школа Аал-ЛуукМас» (Модель школы духовно – нравственного воспитания личности).

    Создать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2024