Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бетюнская средняя общеобразовательная школа имени Н.Е. Иванова»
муниципального района «Амгинский улус (район)»
ШКОЛА «ААЛ-ЛУУК МАС»
(Модель школы духовно – нравственного воспитания личности)
Проект
для участия в Открытом республиканском конкурсе инновационных проектов и программ на Грант Президента РС (Я) и на соискание
статуса республиканской инновационной площадки
Авторы проекта:
коллектив МБОУ «Бетюнская СОШ»
2012
Заявка для внесения в электронную Базу данных
Общая информация об общеобразовательном учреждении
|
Название (по уставу)
|
Полное наименование:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения «Бетюнская средняя общеобразовательная школа имени Н.Е.Иванова» муниципального района «Амгинский улус (район)»
Сокращенное наименование:
МБОУ «Бетюнская СОШ»
|
Тип
|
Сельское
|
Организационно-правовая форма
|
Бюджетное Учреждение
|
Учредитель
|
Муниципальный район «Амгинский улус (район)»
|
ФИО руководителя ОУ
|
Иванова Акулина Семеновна
|
Сколько времени существует ОУ
|
80 (1931 г.)
|
Всего учителей в школе
|
30
|
Средний возраст учителей
|
38,3
|
Сколько учителей вовлечено в экспериментальную работу
|
30
|
Всего учащихся, в т.ч.по ступеням обучения
|
218 учащихся, из них:
1 ступень – 84
2 ступень – 90
3 ступень – 44
|
Индекс
|
678603
|
Телефонный код населенного пункта
|
41142
|
Юридический адрес
|
Республика Саха (Якутия), Амгинский улус, с.Бетюнцы, ул.М.Нестерова, 65
|
Телефон/факс
|
27330
|
Электронная почта
|
betun@mail.ru
|
Адрес сайта в интернете
|
www.amga-betun.narod.ru
|
Авторы инициативы
|
Коллектив школы
|
Общие сведения о проекте
Тема проекта: ШКОЛА «ААЛ-ЛУУК МАС» (Модель школы духовно – нравственного воспитания личности)
Основная идея проекта
Формирование гармонично развитой личности, основанной на историческом и культурном потенциале прошлого, признание значения духовных ценностей – это основная идея нашей образовательной программы развития личности. Люди с детства знающие историю, философию, мировоззрение, язык своего народа, очень ответственно относятся к выбору будущих профессий, серьезны, трудолюбивы, толерантны, уверены в себе, имеют иммунитет к вредным привычкам и антизаконным действиям. Поэтому развитие личности, укорененной в духовных и культурных традициях своего народа, должно стать стержнем всей учебно-воспитательной работы школы.
В отличие от традиционного подхода к учебно-воспитательному процессу, основанному на дидактических принципах, необходимо реализовать психологическую концепцию, учитывающую принципы этнопсихологии. Это связано с философией, основанной на символах как способах мировосприятия. Символ, который олицетворяет идеологию проекта, как нам кажется, заложен в сознание каждого, кто родился и воспитан в традиционной якутской культуре и определяет тип мышления; привычен и доступен для понимания детей и родителей – это Аал Луук Мас (дерево Лох).
Корни Аал Луук Мас – это духовные ценности, знания, традиции и обычаи предков, исторический потенциал, многовековая культура и этнические особенности народа саха. Они впитывают ствол.
Ствол – это культурно-образовательная среда, способствующая развитию высоконравственного, творческого и компетентного гражданина, укорененного в духовных традициях своего народа и многонационального народа России. И педагогический потенциал школы, нацеленный на создание культурно-образовательной среды, это весь ресурс по духовно-нравственному воспитанию.
Ветви – это образовательные программы и проекты, разработанные педагогами школы, по духовно-нравственному воспитанию учащихся.
Листочки – это дети, которым адресованы данные программы и проекты. Дерево цветет.
Цветы – это раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.
Плоды - это плоды усилий – воспитанная личность, которая является результатом многолетней педагогической деятельности коллектива.
Процесс формирования социальных и коммуникативных компетентностей школьников, который востребован необходимостью внедрения государственных образовательных стандартов, должен быть увязан с внутренними потребностями личности учащегося. Чтобы эти потребности были продиктованы и заданы личностными качествами, нужно создать соответствующие организационные и психолого- педагогические условия. К ним относятся разработка учебного плана, его индивидуализированных вариантов, образовательной программы, плана внеучебной деятельности и дополнительного образования на основе изучения запросов и потребностей, а также социального заказа.
Интегративный образовательный заказ субъектов образовательного процесса: муниципалитета, родителей, учащихся и педагогов - можно сформулировать следующим образом: выпускник школы должен быть убежденным сторонником здорового образа жизни, обладать в большей мере техническим мышлением, сформированными социальными и коммуникативными компетентностями.
Мы считаем, что наш проект соответствует сегодняшней государственной образовательной политике в связи с проведением республиканского форума общественности «Духовный потенциал общества в инновационном развитии Якутии», с внедрением Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и федеральных государственных образовательных стандартов с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей. В итоге будет реализована педагогическая практика, основанная на идее проекта.
На основе анализа возможностей удовлетворения выявленных запросов выделены следующие противоречия (разрывы между имеющимся и желаемым):
- между сохранением сложившихся традиционных взглядов на воспитание детей и изменением жизненных установок со стороны родителей, детей и молодежи в сторону возрастания потребительского отношения;
- между многообразием (вариативностью) образовательных потребностей индивидов и недостаточностью кадрового, материального ресурсов для удовлетворения этих запросов;
- между необходимостью формирования духовно-нравственного человека и преобладанием стандартных требований к результатам обучения;
- между необходимостью формирования социальных и коммуникативных компетентностей школьников и сохранением традиционных форм организации и содержания образования.
Выявленные противоречия обусловили ключевую проблему образования: недостаточность организационно-педагогических условий для формирования и развития духовно – нравственных ориентиров учащихся.
Для решения данной проблемы сформулирована тема проекта «Школа Аал-Луук Мас» (Модель школы духовно – нравственного воспитания личности).
Цель проекта
Было: Теоретически обосновать и практически реализовать модель школы духовно – нравственного воспитания личности.
изменено: Создание организационно-педагогических условий для формирования и развития духовно-нравственных ценностей учащихся
Задачи проекта:
- изучение организационно-педагогических условий для формирования и развития духовно-нравственных ценностей;
- разработать концептуальные основы (уточнение главного замысла, идеи, принципов) формирования духовно-нравственных качеств детей;
- определить методологическую базу духовно-нравственного воспитания учащихся: философские как мировоззренческие ценности, психологические как индивидуализированные особенности личности, социальные как адаптационные возможности личности, педагогические как принципы и методические как способы (технология) образования. Составить и внедрить в педагогическую практику систему понятий и определений концептуального аппарата проекта (дух, духовность, нравственность, безнравственность, ценность, поведение и т.п.)
- разработать и апробировать образовательную структуру и содержание образования в школе духовно – нравственного воспитания;
- разработать систему оценки личностных достижений учащихся.
- разработать и апробировать практику обобщения педагогического опыта, разработать практические рекомендации по репрезентации результатов проекта на другие образовательные учреждения.
Этапы реализации проекта
2011 - 2012г. – подготовительный этап. Задачи подготовительного этапа:
Это период изучения литературы, статистических данных и отчетов, их анализ. Начало обсуждения теоретических вопросов, связанных с новыми обстоятельствами и положениями. Наблюдение за учебным процессом, выработка концепции исследования. Формирование гипотезы и составление плана и программы исследования. Приведение в соответствие нормативно-правовой базы, научно методическое обеспечение.
2013 – 2014 – основной этап (этап внедрения, проверки замыслов). Задачи основного этапа:
Продолжается изучение проблемы и направлений реализации теоретической модели исследования. Обозначаются направления и изучаются условия, обеспечивающие внедрение теоретической модели в практику педагогической деятельности.
2014 – 2015 – этап завершения (обобщение: модель распространения). Задачи завершающего этапа:
Подводятся итоги, обобщаются полученные данные и результаты, разрабатываются практические (методические) рекомендации по распространению (репрезентации) полученных результатов.
Задачи предстоящего этапа:
1.Подготовка кадров к реализации проекта: создание самообучающих семинаров по изучению научных трудов, основанных на организация стажировок на стажировочных площадках улуса и республики (Сатагайская СОШ, гуманитарная школа Мегино – Кангаласского улуса, Хамгаттинский саха – французский лицей Намского улуса, организация обучения учителей на федеральных курсах ПК). Подведение учителей и педагогов к пониманию методологических основ духовно – нравственного воспитания;
2. Подготовка родителей, учащихся и партнеров к совместной реализации проекта;
3. Создание нормативно – правовой базы: договоров, локальных актов;
4. Разработка содержания и структуры образования, основанной на психологической концепции и философских основаниях;
5. Разработка и запуск методов оценки личностных достижений и ценностных ориентиров;
6. Возможные пути поиска финансового обеспечения, взаимодействие с попечительским советом школы.
Проблематика проекта
О5о – киьи дьоло, эрэлэ.
Кердеебут кемуьу булар
Анализ выявления гражданского образовательного заказа среди взрослого населения:
По итогам проведенного анкетирования среди родителей выяснилось, что многие родители оценивают работу школы удовлетворительно и перечисляют такие положительные стороны как хорошее качество обучения по многим предметам, достижения учащихся в конкурсах различного уровня, отношение учителей к учащимся. Отрицательными сторонами являются низкий охват учащихся дополнительным образованием, в частности, спортивными секциями, неэффективная работа с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. В то же время многие родители под качеством образования подразумевают только «получение аттестата» и поступление в ВУЗы. Только единицы заказывают школе привитие таких высоких качеств как воспитанность, гражданственность, трудолюбие.
Исследования менталитета народа саха показывают, что изменения в сознании якутского народа в разные исторические эпохи происходили с разной интенсивностью. Исследователи отмечают, что наибольшие изменения в менталитете народа саха произошли во время советской власти. Процесс урбанизации в сочетании с коммунистической идеологией послужили причиной трансформации многих традиционных ценностей. Так, исследователи отмечают исчезновение многих традиционных ценностей, норм и правил, в том числе, «культуры молчания», почитания животного и растительного мира, уважения старших по возрасту и т. д. У молодого поколения изменились представления о нравственном поступке – оказание помощи в трудную минуту, что очень важно сохранить и передать следующему поколению. Еще раз отмечаем актуальность данной темы в связи с проложением железной дороги до Нижнего Бестяха, что снова приведет к трансформации традиционных ценностей. Следовательно, мы должны помочь семье воспитать человека с иммунитетом к вредным привычкам и антизаконным действиям.
Большинство опрошенных родителей указывают на безработицу среди мужского населения, на отсутствие условий для новых специалистов. Для развития села необходимым условием считают развитие сельского хозяйства и малого бизнеса, обеспечение занятости молодежи, открытие для них новых рабочих мест. Проблемой для всего населения жители называют алкоголизм. В последние годы участился и женский алкоголизм, с чем связано снижение уровня духовности населения.
Анализ социокультурной ситуации наслега позволяет нам объединить все проблемы и следующим образом сформулировать ключевую проблему: недостаточность организационно-педагогических условий для формирования и развития духовно – нравственных ориентиров учащихся.
У взрослого населения наблюдается утеря духовно – нравственных ориентиров. Возникает острая необходимость совместными условиями восстанавливать утраченные ценности, которые необходимо реально формировать с детского возраста. Для этого в школе должна быть соответствующая модель.
С молоком матери ребёнок впитывает в себя мировоззрение и мировидение этнической и социокультурной среды, в которой он растёт. Родная культура – это прежде всего, культура семьи, в которой растёт ребенок. Именно в семье, как основном носителе традиционной культуры, из поколения в поколение передаются лучшие духовные ценности, сохраняются и развиваются традиции народа.
Вместе с тем, неизбежные в период крупных перемен в обществе явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, отношение человека к человеку. Происходит деформация традиционных моральных норм и нравственных установок. Подрастающее поколение очень чувствительно ко всем изменениям в обществе, в то же время недостатки воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Необходимо осознать, что каждый взрослый человек, будь он учитель, врач, строитель, родитель или просто сосед, принимает участие в судьбе детей, своим личным примером и поступками формирует в сознании молодого поколения духовно-нравственные ценности, стереотип поведения в обществе.
Целевые ориентиры проекта
Проект ориентирован для всех участников образовательного процесса – учащихся, педагогов, родителей, а также для общественности наслега. Привлечение членов общественного управления к проекту.
Содержание образования
Туттуон иннинэ толкуйдаа,
кэрдиэн иннинэ кээмэйдээ
Описание способа (механизма) реализации проекта
Опыт показывает, что воспитательные системы школы в своем развитии проходят три основных этапа:
Первый этап – становление системы. Он начинается с организационных вопросов: постановка целей, выработка главных ориентиров в организации учебно-воспитательного процесса, проектирование коллективных ценностей. Главная цель на этом этапе – выработка нового педагогического мышления, формирование коллектива единомышленников школы.
Второй этап отработка структуры системы, содержания, форм и методов деятельности коллектива. Главная цель данного этапа развитие школьного ученического коллектива, органов самоуправления, создание предпосылок для коллективного творчества, рождение коллективных традиций.
Третий этап – окончательное оформление воспитательной системы. На данном этапе школьный воспитательный коллектив – это содружество учащихся и взрослых, объединенных общей целью и деятельностью, отношениями сотрудничества и творчества. В центре внимания воспитательной системы – личность школьника, демократический стиль руководства и отношений».
Мы считаем, что мы успешно завершаем второй этап и переходим к третьему, и должны стремиться к «главному показателю совершенства той или системы – это личность, ее уровень образованности и воспитанности».
Система реализации модели в школе
Принципы духовно-нравственного воспитания
1. Воспитание на традициях
2. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса
3. Системно-организационный подход
4. Личностно-ориентированный подход
5. Принцип сохранения исторической памяти
6. Возрастной подход, основанный на этнопсихологии
7. Педагогика сотрудничества (принцип коллективизма).
А также основываемся на принципах, указанных А.П.Оконешниковой в Концепции воспитания РС (Я):
- гуманизм (о5ону киьи быьыытынан ытыгылааьын);
- демократизм (о5о бырааптарын аахсар буолуу);
- толерантность (о5о санаатыгар, майгытыгар сеп тубэьэр, тулуурдаах, тулуйумтуо буолуу);
- системность (о5ону иитии араас ньымаларын суруннээьин);
- компетентность (иитэр улэ араас боппуруостарыгар септеех билиилээх буолуо).
Педагогический коллектив нашей школы разработал концепцию развития образовательного учреждения на основе лучших школьных традиций. Такой подход в свое время высоко оценивал А.С.Макаренко: «Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет традиций, конечно, не может быть хорошей школой, и лучшие школы, которые я наблюдал, - это школы, которые накопили традиции». Эта задача особенно актуальна сейчас, когда в нашем обществе размыты идеологические устои, и многие традиции оказались забытыми.
Целеполагание
Что делать? → Воспитывать духовно-нравственную личность.
Зачем делать? → Для воспитания будущего гражданина, патриота.
Как делать? → На основе личностно-дифференцированного подхода с учетом этнопсихологических особенностей, интересов и потребностей учащихся.
На каком содержании? → На традиции.
С кем делать? → Со всеми субъектами образования и воспитания.
Когда делать?→ На учебных и внеучебных занятиях и в свободной деятельности.
Компетенции, которыми будет обладать воспитанная личность:
Модуль 1. Духовно-нравственный
|
Критерии оценивания
|
- Иметь устойчивые представления о духовности и нравственности в рамках понятий добро-зло, совесть, долг, правда-ложь;
- с точки зрения указанных понятий уметь давать нравственную оценку поступкам и делам;
- уметь соотносить права человека и достоинство личности.
|
- положительные отзывы сверстников, учителей, общественности, отсутствие правонарушений, не состоит на учете ВШК;
- адекватная самооценка
- положительные отзывы сверстников, учителей
|
Модуль 2. Социально-личностный
|
|
- Дорожить духовно-нравственным и культурно-историческим наследием Родины;
- уметь ориентироваться в системе духовно-нравственных ценностей, в социальной среде;
- стремиться к духовно-нравственному совершенствованию;
- владеть нормами и навыками ЗОЖ;
- уметь прийти на помощь человеку, оказавшемуся в беде;
- быть способным занимать активную нравственную позицию в различных ситуациях;
- обладать навыками межкультурной коммуникации.
|
- участие в проектной деятельности, бережное отношение к родной природе, знание истории родного края
- опросник, активное участие в общественной жизни школы и наслега
- классное и внеклассное чтение,
- не курит, не употребляет алкоголь, ПАВ, занятие физкультурой и спортом
- ситуативный опросник, отзывы благодарность пожилых…
- самоанализ
- знание языков других народов, уважение, активное участие в фестивалях?
|
Модуль 3. Культурный
|
|
- Знать памятные события Отечественной истории, памятники литературы, культуры;
- уметь раскрыть особую роль учения Айыы в жизни якутов, в становлении духовности и культуры;
- знать имена просветителей, деятелей культуры и искусства, уметь оценить их вклад в развитие республики, улуса.
|
- Тест, контрольная работа, викторина
- поведение в лесу, походы, внеклассные мероприятия, ысыах
- Тест, контрольная работа, викторина
|
Основные направления воспитания
Блоки
|
Воспитательные задачи
|
Я и Я
|
1) Формирование духовно-нравственных ориентиров.
2) Формирование гражданского отношения к себе.
3) Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.
4) Формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств.
|
Я и Отечество
|
1) Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями. Раскрытие культурообразующей роли учения Айыы.
2) Формирование гражданского отношения к Отечеству.
3) Воспитание верности духовным традициям.
4) Развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям.
|
Я – защитник Отечества
|
Воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите.
|
Я и здоровье
|
1) Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся.
2) Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
3) Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни
|
Я и культура
|
1) Раскрытие духовных основ отечественной культуры.
2) Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов.
3) Формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина.
|
Я и семья
|
1) Формирование представлений о семейных ценностях.
2) Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей.
3) Формирование у учащихся понимания сущности основных социальных ролей сына – мужа, дочери – матери
|
Я и школа
|
1) Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
2) Воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности, формирование готовности школьников к сознательному выбору профессии.
|
Я и планета
|
1) Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой.
2) Воспитание гуманистического отношения к людям.
3) Формирование эстетического отношения учащихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
|
Важно помнить, что воспитательный процесс - целостная динамическая система, основным фактором которой является ЛИЧНОСТЬ. Результат воспитания –ВОСПИТАННАЯ ЛИЧНОСТЬ.
Главная цель духовно-нравственного воспитания – формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.
Описание структуры предлагаемой системы
Самоопределение
|
Интеграция предметных областей
|
Результат
|
Общение
|
Социальные и коммуникативные компетенции
|
Социализация
|
Математика
Физика
Информ-ка
|
Биология
Химия
История
Общ-знание
|
Техн-я
Физ-ра
ИЗО
Черчение
|
Р/ я и лит
Я/я и лит
КН РС (Я)
Иностр/я
|
Учёба
|
Букварь – чтение – математика – иностранный язык – ОБЖ – физкультура – технология
|
Опосредованное обучение
|
Игра
|
☺☻☼♪♫◊
|
|
|
|
|
|
|
|
В связи с новыми целевыми установками школы будут внесены изменения в программе развития школы и образовательной программе. По части предметного обучения в учебном плане школы введены занятия внеучебной деятельности для начальных классов по ФГОС, а также будут введены элективные курсы «Уроки духовности и нравственности» по ступеням образования, часы проектной деятельности по духовно-нравственному воспитанию.
Предполагаемые результаты
- Качества выпускника: 1. мужественный, трудолюбивый, правдивый, отзывчивый, сопереживающий, храбрый 2. Широкий кругозор 3. Здоровый, бодрый, выносливый. 4. Внутренняя вера, уверенность в себе, надежность, сильный духом, бережное отношение к природе, порядочный, чуткий внимательный, уважение к старшим, приходит на помощь, отвечает за свои поступки.
- Образовательные программы, разработанные и реализуемые на основе общественного заказа
- Будут разработаны и внедрены механизмы включения образовательных программ в учебный план школы и основную образовательную программу;
- Будет разработана и апробирована система оценки результатов от реализации программ заказчиками (стандарт, общество, местное самоуправление)
- Будет система изучения запросов и потребностей
- Будут составлен пакет предложений и рекомендаций для внесения в программу социально – экономического развития МО «Бетюнский наслег»
- Будут разработаны методические рекомендации для распространения в системе образования улуса и республики.
Ожидаемые результаты по конкретным проектам см. Приложениях.
Результативность проекта будет отражаться в мониторинговых исследованиях. По итогам проекта будут внесены рекомендации для занесения в Программу социально-экономического развития Бетюнского наслега.
Инновационность и значимость проекта актуальна в связи с реализацией Концепции духовно-нравственного воспитания и реализац |