Пятница, 03.05.2024, 14:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Проект "Аал Луук Мас" | Регистрация | Вход
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    МБОУ "Бетюнская СОШ им. Н.Е. Иванова"

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Бетюнская средняя общеобразовательная школа имени Н.Е. Иванова»

    муниципального района «Амгинский улус (район)»

     

     

     

     

     

    ШКОЛА «ААЛ-ЛУУК МАС»

    (Модель школы духовно – нравственного воспитания личности)

     

     

    Проект

     для участия в  Открытом республиканском конкурсе инновационных проектов и программ на Грант Президента РС (Я) и на соискание

    статуса республиканской инновационной площадки

     

     

    Авторы проекта:

    коллектив МБОУ  «Бетюнская СОШ»

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2012

    Заявка для внесения в электронную Базу данных

    Общая информация об общеобразовательном учреждении

    Название (по уставу)

    Полное наименование:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения «Бетюнская средняя общеобразовательная школа имени Н.Е.Иванова» муниципального района «Амгинский улус (район)»

    Сокращенное наименование:

    МБОУ «Бетюнская СОШ»

    Тип

    Сельское

    Организационно-правовая форма

    Бюджетное Учреждение

    Учредитель

    Муниципальный район «Амгинский улус (район)»

    ФИО руководителя ОУ

    Иванова Акулина Семеновна

    Сколько времени существует ОУ

    80 (1931 г.)

    Всего учителей в школе

    30

    Средний возраст учителей

    38,3

    Сколько учителей вовлечено в экспериментальную работу

    30

    Всего учащихся, в т.ч.по ступеням обучения

    218 учащихся, из них:

    1 ступень – 84

    2 ступень – 90

    3 ступень – 44

    Индекс

    678603

    Телефонный код населенного пункта

    41142

    Юридический адрес

    Республика Саха (Якутия), Амгинский улус, с.Бетюнцы, ул.М.Нестерова, 65

    Телефон/факс

    27330

    Электронная почта

    betun@mail.ru

    Адрес сайта в интернете

    www.amga-betun.narod.ru

    Авторы инициативы

    Коллектив школы

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Общие сведения о проекте

     

    Тема проекта: ШКОЛА «ААЛ-ЛУУК МАС» (Модель школы духовно – нравственного воспитания личности)

    Основная идея проекта

    Формирование гармонично развитой личности, основанной на историческом и культурном потенциале прошлого, признание значения духовных ценностей  – это основная  идея нашей образовательной программы развития личности. Люди с детства знающие историю, философию, мировоззрение, язык своего народа, очень ответственно относятся к выбору будущих профессий, серьезны, трудолюбивы, толерантны, уверены в себе, имеют иммунитет к вредным привычкам и антизаконным действиям. Поэтому развитие личности, укорененной в духовных и культурных традициях своего народа, должно стать стержнем всей учебно-воспитательной работы школы.

    В отличие от традиционного подхода к учебно-воспитательному процессу, основанному на дидактических принципах,  необходимо реализовать психологическую концепцию, учитывающую принципы этнопсихологии.  Это связано с философией, основанной на символах как способах мировосприятия. Символ, который олицетворяет идеологию проекта, как нам кажется, заложен в сознание каждого, кто родился и воспитан в традиционной якутской культуре и определяет тип мышления; привычен и доступен для понимания детей и родителей – это Аал Луук Мас (дерево Лох).

    Корни Аал Луук Мас – это духовные ценности, знания, традиции и обычаи предков, исторический потенциал, многовековая культура и этнические особенности народа саха. Они впитывают ствол.

           Ствол – это культурно-образовательная среда, способствующая развитию высоконравственного, творческого и компетентного гражданина, укорененного в духовных традициях своего народа и многонационального народа России. И педагогический потенциал школы, нацеленный на создание культурно-образовательной среды, это весь  ресурс по духовно-нравственному воспитанию.

           Ветви – это образовательные программы и проекты, разработанные педагогами школы, по духовно-нравственному воспитанию учащихся.

           Листочки – это дети, которым адресованы данные программы и проекты. Дерево цветет.         

           Цветы – это раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.  

           Плоды - это плоды усилий – воспитанная личность, которая является результатом многолетней педагогической деятельности коллектива.

           Процесс формирования социальных и коммуникативных компетентностей школьников, который востребован необходимостью внедрения государственных образовательных стандартов, должен быть увязан с внутренними потребностями личности учащегося. Чтобы эти потребности были продиктованы и заданы личностными качествами, нужно создать соответствующие организационные и психолого- педагогические условия.  К ним относятся разработка учебного плана, его индивидуализированных вариантов, образовательной программы, плана внеучебной деятельности и дополнительного образования на основе изучения запросов и потребностей, а также социального заказа.

           Интегративный образовательный заказ субъектов образовательного процесса: муниципалитета, родителей, учащихся и педагогов - можно сформулировать следующим образом: выпускник школы должен быть убежденным сторонником здорового образа жизни, обладать в большей мере техническим мышлением, сформированными социальными и коммуникативными  компетентностями.

    Мы считаем, что наш проект соответствует сегодняшней государственной образовательной политике в связи с проведением республиканского форума общественности «Духовный потенциал общества в инновационном развитии Якутии»,  с внедрением Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и федеральных государственных образовательных стандартов с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей. В итоге будет реализована педагогическая практика, основанная на идее проекта.

     На основе анализа возможностей удовлетворения выявленных запросов выделены следующие противоречия (разрывы между имеющимся и желаемым):

    - между сохранением сложившихся традиционных взглядов на воспитание детей и изменением жизненных установок со стороны родителей, детей и молодежи в сторону возрастания потребительского отношения;

    - между многообразием (вариативностью) образовательных потребностей индивидов и недостаточностью кадрового, материального ресурсов для удовлетворения этих запросов;

    - между необходимостью формирования духовно-нравственного человека и преобладанием стандартных требований к результатам обучения;

    - между необходимостью формирования социальных и коммуникативных компетентностей школьников и сохранением традиционных форм организации и содержания образования.

    Выявленные  противоречия обусловили  ключевую проблему образования: недостаточность организационно-педагогических условий для формирования и развития духовно – нравственных ориентиров учащихся.

    Для решения данной проблемы сформулирована тема проекта «Школа Аал-Луук Мас» (Модель школы духовно – нравственного воспитания личности).

     

    Цель проекта

    Было:       Теоретически обосновать и практически реализовать модель школы духовно – нравственного воспитания личности.

     

    изменено: Создание организационно-педагогических условий для формирования и развития духовно-нравственных  ценностей учащихся

     

    Задачи проекта:

    - изучение организационно-педагогических условий для формирования и развития духовно-нравственных ценностей;

    - разработать концептуальные основы (уточнение главного замысла, идеи, принципов) формирования духовно-нравственных качеств детей;

    - определить методологическую базу духовно-нравственного воспитания учащихся: философские как мировоззренческие ценности, психологические как индивидуализированные особенности личности, социальные как адаптационные возможности личности, педагогические как принципы и методические как способы (технология) образования. Составить и внедрить в педагогическую практику систему понятий и определений концептуального аппарата проекта (дух, духовность, нравственность, безнравственность, ценность, поведение и т.п.)

    - разработать и апробировать  образовательную структуру и содержание образования в школе  духовно – нравственного воспитания;

    - разработать систему оценки личностных достижений учащихся.

    - разработать и апробировать практику обобщения педагогического опыта, разработать практические рекомендации по репрезентации результатов проекта на другие образовательные учреждения.

    Этапы реализации проекта

    2011 - 2012г. – подготовительный этап. Задачи подготовительного этапа:

    Это период изучения литературы, статистических данных и отчетов, их анализ. Начало обсуждения теоретических вопросов, связанных с новыми обстоятельствами и положениями. Наблюдение за учебным процессом, выработка концепции исследования. Формирование гипотезы и составление плана и программы исследования. Приведение в соответствие нормативно-правовой базы, научно методическое обеспечение.

    2013 – 2014 – основной этап (этап внедрения, проверки замыслов). Задачи основного этапа:

    Продолжается изучение проблемы и направлений реализации теоретической модели исследования. Обозначаются направления и изучаются условия, обеспечивающие внедрение теоретической модели в практику педагогической деятельности.

    2014 – 2015 – этап завершения (обобщение: модель распространения). Задачи завершающего этапа:

    Подводятся итоги, обобщаются полученные данные и результаты, разрабатываются практические (методические) рекомендации по распространению (репрезентации) полученных результатов.

     

    Задачи предстоящего этапа:

     

             1.Подготовка кадров к реализации проекта: создание самообучающих семинаров по изучению научных трудов, основанных на организация стажировок на стажировочных площадках улуса и республики (Сатагайская СОШ, гуманитарная школа Мегино – Кангаласского улуса, Хамгаттинский саха – французский лицей Намского улуса, организация обучения учителей на федеральных курсах ПК). Подведение учителей и педагогов к пониманию методологических основ духовно – нравственного воспитания;

             2. Подготовка родителей, учащихся и партнеров к совместной реализации проекта;

             3. Создание нормативно – правовой базы: договоров, локальных актов;

            4. Разработка содержания и структуры образования, основанной на психологической концепции и философских  основаниях;

            5. Разработка и запуск методов оценки личностных достижений и ценностных ориентиров;

           6. Возможные пути поиска финансового обеспечения, взаимодействие с попечительским советом школы.

     

    Проблематика проекта

    О5о – киьи дьоло, эрэлэ.

    Кердеебут кемуьу булар

    Анализ выявления гражданского образовательного заказа среди взрослого населения:

                По итогам проведенного анкетирования среди родителей выяснилось, что многие родители оценивают работу школы удовлетворительно и перечисляют такие положительные стороны как хорошее качество обучения по многим предметам, достижения учащихся в конкурсах различного уровня, отношение учителей к учащимся. Отрицательными сторонами являются низкий охват учащихся дополнительным образованием, в частности, спортивными секциями, неэффективная  работа с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. В то же время многие  родители под качеством образования подразумевают только «получение аттестата» и поступление в ВУЗы. Только единицы заказывают школе привитие таких высоких качеств как воспитанность, гражданственность, трудолюбие.

    Исследования менталитета народа саха показывают, что изменения в сознании якутского народа в разные исторические эпохи происходили с разной интенсивностью. Исследователи отмечают, что наибольшие изменения в менталитете народа саха произошли во время советской власти. Процесс урбанизации в сочетании с коммунистической идеологией послужили причиной трансформации многих традиционных ценностей. Так, исследователи отмечают исчезновение многих традиционных ценностей, норм и правил, в том числе, «культуры молчания», почитания животного и растительного мира, уважения старших по возрасту и т. д. У молодого поколения изменились представления о нравственном поступке – оказание помощи в трудную минуту, что очень важно сохранить и передать следующему поколению. Еще раз отмечаем актуальность данной темы в связи с проложением железной дороги до Нижнего Бестяха, что снова приведет к трансформации традиционных ценностей. Следовательно, мы должны помочь семье воспитать человека с иммунитетом к вредным привычкам и антизаконным действиям.

                Большинство опрошенных родителей указывают на безработицу среди мужского населения, на отсутствие условий для новых специалистов. Для развития села необходимым условием считают развитие сельского хозяйства и малого бизнеса, обеспечение занятости молодежи, открытие для них новых рабочих мест. Проблемой для всего населения жители называют алкоголизм. В последние годы участился и женский алкоголизм, с чем связано снижение уровня духовности населения.

                Анализ социокультурной ситуации наслега позволяет нам объединить все проблемы и следующим образом сформулировать  ключевую проблему: недостаточность организационно-педагогических условий для формирования и развития духовно – нравственных ориентиров учащихся.

             У взрослого населения наблюдается утеря духовно – нравственных ориентиров. Возникает острая необходимость совместными условиями восстанавливать утраченные ценности, которые необходимо реально  формировать с детского возраста. Для этого в школе должна быть  соответствующая модель.

                С молоком матери ребёнок впитывает в себя мировоззрение  и мировидение этнической и социокультурной среды, в которой он растёт. Родная культура – это прежде всего, культура семьи,  в которой растёт ребенок.      Именно в семье, как основном носителе традиционной культуры, из поколения в поколение передаются лучшие духовные ценности, сохраняются и развиваются традиции народа.

                Вместе с тем, неизбежные в период крупных перемен в обществе явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, отношение человека к человеку. Происходит деформация традиционных моральных норм и нравственных установок. Подрастающее поколение очень чувствительно ко всем изменениям в обществе, в то же время недостатки воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

                Необходимо осознать, что каждый взрослый человек, будь он учитель, врач, строитель, родитель или просто сосед, принимает участие в судьбе детей, своим личным примером и поступками формирует в сознании молодого поколения духовно-нравственные ценности, стереотип поведения в обществе.

     

    Целевые ориентиры проекта

     

     Проект ориентирован для всех участников образовательного процесса – учащихся, педагогов, родителей, а также для общественности наслега. Привлечение членов общественного управления к проекту.

     

     Содержание образования

    Туттуон иннинэ толкуйдаа,

    кэрдиэн иннинэ кээмэйдээ

     

    Описание способа (механизма) реализации проекта

     

    Опыт показывает, что воспитательные системы школы в своем развитии проходят три основных этапа:

    Первый этап – становление системы. Он начинается с организационных вопросов: постановка целей, выработка главных ориентиров в организации учебно-воспитательного процесса, проектирование коллективных ценностей. Главная цель на этом этапе – выработка нового педагогического мышления, формирование коллектива единомышленников школы.

    Второй этап  отработка структуры системы, содержания, форм и методов деятельности коллектива. Главная цель данного этапа  развитие школьного ученического коллектива, органов самоуправления, создание предпосылок для коллективного творчества, рождение коллективных традиций.

    Третий этап – окончательное оформление воспитательной системы. На данном этапе школьный воспитательный коллектив – это содружество учащихся и взрослых, объединенных общей целью и деятельностью, отношениями сотрудничества и творчества. В центре внимания воспитательной системы – личность школьника, демократический стиль руководства и отношений».

    Мы считаем, что мы успешно завершаем второй этап и переходим к третьему, и должны стремиться к «главному показателю совершенства той или системы – это  личность, ее уровень образованности и воспитанности».

     

    Система реализации модели в школе

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Принципы духовно-нравственного воспитания

    1. Воспитание на традициях

    2. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса

    3. Системно-организационный подход

    4. Личностно-ориентированный подход

    5. Принцип сохранения исторической памяти

    6. Возрастной подход, основанный на этнопсихологии

    7. Педагогика сотрудничества (принцип коллективизма).

    А также основываемся на принципах, указанных А.П.Оконешниковой в Концепции воспитания РС (Я):

    - гуманизм (о5ону киьи быьыытынан ытыгылааьын);

    - демократизм (о5о бырааптарын аахсар буолуу);

    - толерантность (о5о санаатыгар, майгытыгар сеп тубэьэр, тулуурдаах, тулуйумтуо буолуу);

    - системность (о5ону иитии араас ньымаларын суруннээьин);

    - компетентность (иитэр улэ араас боппуруостарыгар септеех билиилээх буолуо).

     

     Педагогический коллектив нашей школы разработал концепцию развития образовательного учреждения на основе лучших школьных традиций. Такой подход в свое время высоко оценивал А.С.Макаренко: «Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет традиций, конечно, не может быть хорошей школой, и лучшие школы, которые я наблюдал, - это школы, которые накопили традиции». Эта задача особенно актуальна сейчас, когда в нашем обществе размыты идеологические устои, и многие традиции оказались забытыми.

     

    Целеполагание

    Что делать? → Воспитывать духовно-нравственную личность.

    Зачем делать? → Для воспитания будущего гражданина, патриота.

    Как делать? → На основе личностно-дифференцированного подхода с учетом этнопсихологических особенностей, интересов и потребностей учащихся.

    На каком содержании? → На традиции.

    С кем делать? → Со всеми субъектами образования и воспитания.

    Когда делать?→ На учебных и внеучебных занятиях и в свободной деятельности.

     

    Компетенции, которыми будет обладать воспитанная личность:

    Модуль 1. Духовно-нравственный

    Критерии оценивания

    - Иметь устойчивые представления о духовности и нравственности в рамках понятий добро-зло, совесть, долг, правда-ложь;

    - с точки зрения указанных понятий уметь давать нравственную оценку поступкам и делам;

    - уметь соотносить права человека и достоинство личности.

    - положительные отзывы сверстников, учителей, общественности, отсутствие правонарушений, не состоит на учете ВШК;

     

    - адекватная самооценка

     

     

    - положительные отзывы сверстников, учителей

    Модуль 2. Социально-личностный

     

    - Дорожить духовно-нравственным и культурно-историческим наследием Родины;

    - уметь ориентироваться в системе духовно-нравственных ценностей, в социальной среде;

    - стремиться к духовно-нравственному совершенствованию;

    - владеть нормами и навыками ЗОЖ;

    - уметь прийти на помощь человеку, оказавшемуся в беде;

    - быть способным занимать активную нравственную позицию в различных ситуациях;

    - обладать навыками межкультурной коммуникации.

    - участие в проектной деятельности, бережное отношение к родной природе, знание истории родного края

    - опросник, активное участие в общественной жизни школы и наслега

     

    - классное и внеклассное чтение,  

     

    - не курит, не употребляет алкоголь, ПАВ, занятие физкультурой и спортом

    - ситуативный опросник, отзывы благодарность пожилых…

    - самоанализ

     

    - знание языков других народов, уважение, активное участие в фестивалях?  

    Модуль 3. Культурный

     

    - Знать памятные события Отечественной истории, памятники литературы, культуры;

    - уметь раскрыть особую роль учения Айыы в жизни якутов, в становлении духовности и культуры;

    - знать имена просветителей, деятелей культуры и искусства, уметь оценить их вклад в развитие республики, улуса.

    - Тест, контрольная работа, викторина

     

    - поведение в лесу, походы, внеклассные мероприятия, ысыах

     

    - Тест, контрольная работа, викторина

     

     

     

     

    Основные направления воспитания

    Блоки

    Воспитательные задачи

    Я и Я

    1) Формирование духовно-нравственных ориентиров.
    2) Формирование гражданского отношения к себе.
    3) Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.
    4) Формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств.

    Я и Отечество

    1) Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями. Раскрытие культурообразующей роли учения Айыы.
    2) Формирование гражданского отношения к Отечеству.
    3) Воспитание верности духовным традициям.
    4) Развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям.

    Я – защитник Отечества

     Воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите.

    Я и здоровье

    1) Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся.
    2) Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
    3) Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни

    Я и культура

    1) Раскрытие духовных основ отечественной культуры.
    2) Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов.
    3) Формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина.

    Я и семья

    1) Формирование представлений о семейных ценностях.
    2) Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей.
    3) Формирование у учащихся понимания сущности основных социальных ролей сына – мужа, дочери – матери

    Я и школа

    1) Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
    2) Воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности, формирование готовности школьников к сознательному выбору профессии.

    Я и планета

    1) Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой.
    2) Воспитание гуманистического отношения к людям.
    3) Формирование эстетического отношения учащихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

                Важно помнить, что воспитательный процесс - целостная динамическая система, основным фактором которой является ЛИЧНОСТЬ. Результат воспитания –ВОСПИТАННАЯ ЛИЧНОСТЬ.

    Главная цель духовно-нравственного воспитания – формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.

     

     

    Описание структуры предлагаемой системы

     

    Самоопределение

    Интеграция предметных областей

    Результат

    Общение

    Социальные и коммуникативные компетенции

    Социализация

    Математика

    Физика

    Информ-ка

    Биология

    Химия

    История

    Общ-знание

    Техн-я

    Физ-ра

    ИЗО

    Черчение

    Р/ я и лит

    Я/я и лит

    КН РС (Я)

    Иностр/я

    Учёба

    Букварь – чтение – математика – иностранный язык – ОБЖ – физкультура – технология

    Опосредованное обучение

    Игра

    ☺☻☼♪♫◊

     

               

     

    В связи с новыми целевыми установками школы будут внесены изменения в программе развития школы и образовательной программе. По части предметного обучения в учебном плане школы  введены занятия внеучебной деятельности для начальных классов по ФГОС, а также будут введены элективные курсы «Уроки духовности и нравственности» по ступеням образования, часы проектной деятельности по духовно-нравственному воспитанию.

     

     

    Предполагаемые результаты

     

    • Качества выпускника: 1. мужественный, трудолюбивый, правдивый, отзывчивый, сопереживающий, храбрый 2. Широкий кругозор 3. Здоровый, бодрый, выносливый. 4. Внутренняя вера, уверенность в себе, надежность, сильный духом, бережное отношение к природе, порядочный, чуткий внимательный, уважение к старшим, приходит на помощь, отвечает за свои поступки.    
    • Образовательные программы, разработанные и реализуемые на основе общественного заказа
    • Будут разработаны и внедрены механизмы включения образовательных программ в учебный план школы и основную образовательную программу;
    • Будет разработана и апробирована система оценки результатов от реализации программ заказчиками (стандарт, общество, местное самоуправление)
    • Будет система изучения запросов и потребностей
    • Будут составлен пакет предложений и рекомендаций для внесения в программу социально – экономического развития МО «Бетюнский наслег»
    • Будут разработаны методические рекомендации  для распространения в системе образования улуса и республики.

    Ожидаемые результаты по конкретным проектам см. Приложениях.

    Результативность проекта будет отражаться в мониторинговых исследованиях. По итогам проекта будут внесены рекомендации для занесения в Программу социально-экономического развития Бетюнского наслега.

    Инновационность и значимость проекта актуальна в связи с реализацией Концепции духовно-нравственного воспитания и реализац

    Создать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2024