Пятница, 03.05.2024, 14:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Система оценки достижения планируемых результатов | Регистрация | Вход
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    МБОУ "Бетюнская СОШ им. Н.Е. Иванова"

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Бетюнская средняя общеобразовательная школа им. Н.Е. Иванова»

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Система оценки достижения планируемых результатов

    освоения основной образовательной программы

    начального, основного и среднего общего образования

    в МБОУ «Бетюнская СОШ»

     

    Начальное общее образование

     

     

     

     

     

     

    СОДЕРЖАНИЕ

     

    1. Новые подходы к созданию системы оценки достижений планируемых результатов……….2
    2. План действий по реализации поставленной цели и задач………………………………………3
    3. Основные критерии, показатели, инструментарий для оценки
    4.  достижений запланированных результатов…………………………………………….………...3
    5. Содержательно-деятельностная работа по оценке уровня достижения

    партнеров к оценке запланированных результатов ООПНОО…………………………………19

    1. Подготовка администрации, членов педагогического коллектива,
    2. социальных партнеров к оценке запланированных результатов ООПНОО………………..…28
    3. Разработка технологического пакета фиксации, оформления текущих,

     промежуточных, итоговых результатов образовательных достижений учащихся…………..29

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2014

    1. Новые подходы к созданию системы оценки достижений

    планируемых результатов

                Для создания и реализации системы оценки достижений планируемых результатов необходимо учитывать новые направления, заложенные в стандартах второго поколения по этому элементу деятельности школы:

    - система оценки – инструментальное ядро государственных образовательных стандартов;

    - стандарты устанавливают три группы образовательных результатов: личностные, метапредметные, предметные, выделяя при этом основные образовательные результаты для каждой ступени обучения. К основным результатам начального образования стандарт относит:

    а) формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающей возможность продолжения образования в основной школе;

    б) воспитание основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

    в) индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

    - ориентация оценки на деятельностный подход;

    - комплексный подход к оценке результатов образования;

    - система оценки должна включать в себя как внешнюю, так и внутреннюю оценку, построенные на одной и той же содержательной и критериальной основе;

    - оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов но и самих учащихся. Поэтому система оценки должна быть встроена в образовательный процесс;

    - еще одна особенность предлагаемой системы оценки – уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментария для оценки их достижения;

    - Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий, включаемых в три блока: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация;

    - основное содержание оценки в начальной школе строится на основе сформированности внутренней позиции школьника, основ гражданской идентичности, самооценки (включая осознание своих возможностей в учении), мотивации учебной деятельности (включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы), знания моральных норм и сформированности морально-этических принципов.

    - личностные результаты выпускников начальной школы в соответствии с требованиями стандартов не подлежат итоговой оценке.

    Системообразующая цель: Создать условия необходимые для объективной, качественной оценки достижения запланированных результатов, заложенных в образовательной программе НОО.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. На основе ФГОСНОО и примерной федеральной основной образовательной программы образовательного учреждения создать локальные правовые акты, регулирующие порядок, содержание, процедуры определения оценки достижения планируемых результатов.
    2. Ввиду интегрированного характера требований разработать к каждому из них критерии, показатели.
    3. Определить виды, формы, технологии оценки достижения личностных, метапредметных, предметных результатов, а также результатов обусловленных спецификой школы.
    4. Провести содержательно - деятельностную работу  по оценке уровня достижения запланированных результатов.
    5. Подготовить администрацию школы, членов педагогического коллектива, педагогов дополнительного образования, родителей, учащихся к оценке и самооценке результатов образовательной деятельности в свете новых подходов.
    6. Разработать инструментарий оценивания, приемлемые формы предоставления результатов.

     

    1.  План действий по реализации поставленной цели и задач
    1. Создание локальной нормативно-правовой базы по системе оценки достижений запланированных результатов.

    Задачи:

    - создать локальные акты по этому направлению деятельности;

    - ознакомить участников образовательного процесса с содержанием локальных актов.

    Перечень предполагаемых действий

    Сроки

    Ответственные

    Планируемый результат

    1. Разработать положение о контрольно-оценочной деятельности в 1-х – 4-х классах.

    2. Разработать положение о школьной системе оценки качества образования.

    3. Разработать регламент системы оценки качества образования в школе.

    4. Провести установочные семинары с участниками образовательного процесса по ознакомлению с основными локальными актами по этому направлению деятельности.

    Первая половина 2013-2014 у.г.

     

     

     

     

     

     

     

     

    Первая половина 2013-2014 у.г.

     

    Директор школы

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Директор школы

    Наличие локальных правовых актов оценки достижения запланированных результатов утвержденных на государственно-общественном совете школы.

     

     

    Ознакомление участников образовательного процесса с содержанием, порядком, процедурами определения системы оценки достижения запланированных результатов.

     

    1. Основные критерии, показатели, инструментарий

     для оценки достижений запланированных результатов

    Задачи:

    - разработать и реализовать на практике основные критерии, показатели необходимые для определения каждого требования;

    - подобрать соответствующий диагностический инструментарий для объективной оценки запланированных результатов.

    Объект оценки достижений

    Критерии, показатели оценки

    Методики, технологии оценки

    Источники

    I Универсальные учебные действия.

    1.Личностные

    1.1. Самоопределение

     

     

     

    Внутренняя позиция школьника

    - положительное отношение к школе;

    - чувство необходимости учения,

    -  предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;

    - адекватное  содержательное представление о школе;

    -  предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома,

     -  предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки  дошкольным способам поощрения (сладости, подарки)

     

     

     

    Беседа о школе  (модифицированный вариант)  (Нежнова Т,А.

    Эльконин Д.Б

    Венгер А.Л.)

    Для 6 – 7 лет

    Приложение 1.

     

     

     

    Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.

    От действия к мысли.

    Стр 52 – 55.

    1.2. Самооценка

    Когнитивный компонент:

    - широта диапазона оценок

    - обобщенность категорий оценок

    - представленность в Я-концепции социальной роли ученика;

    - рефлексивность как:

    - адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика;

    - осознание  своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; 

    - осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и хороший ученик;

    Регулятивный компонент

    - способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении,  связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием

    Методика «Кто я».

    (модификация методики М. Куна)

    для  9 – 10 лет.

    Приложение 2.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Методика выявления характера атрибуции  успеха/неуспеха (рефлексивная оценка – каузальная атрибуция неуспеха).

    Для 6,5 – 7 лет.

    Приложение 3.

    Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.

    Стр.56 – 58.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.

    Стр. 62 – 65.

     

    1.3. Смыслообразование

    - сформированностьпознавательныхмотивов – интерес к новому;

    - интерес к способу решения и общему способу действия;

    - сформированностьсоциальных мотивов

    – стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу

    - сформированностьучебных мотивов

    - стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

    - установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.

    «Незавершенная сказка»

    «Беседа о школе»

    (модифици-рованный вариант)  (Нежнова Т,А.

    Эльконин Д.Б

    Венгер А.Л.)

    Для 6,5 – 7 лет.

    Приложение 4.

    Шкала выраженности учебно – познавательного интереса

    (по Г. ЮКсензовой).

    Для 7 – 10 лет.

    Приложение 5.

    Опросник мотивации.

    Для 8 – 10 лет.

    Приложение 6.

    Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.

    Стр.55 – 56.

     

    Стр.58 – 60.

     

     

    Стр. 60 – 62.

    1.3. Морально– этическая ориентация

    - знание основных

    моральных норм и

    ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости к моральной децентрации;

    - учет позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при ее разрешении;

    - развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов поведения.

    1 критерий

    Знание основных моральных норм

       Показатели:

    - справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность;

    - физическая неприкосновенность личности;

    - сохранение спокойствия и благополучия, запрет на оскорбления и нанесения обид другим людям;

    - законность слов и поступков и ответственность за них.

    2 критерий

    Знание конвенциальных норм.

       Показатели:

    Это социальные стандарты поведения, регламентирующие жизненные ситуации в быту и общественной жизни. Они включают в себя:

    - школьные правила и предписания школьного устава;

    - требования к соблюдению приличий внешнего вида, формы обращения друг к другу,

    - нормы этикета в разных сферах социальной жизни;

    - нормы, отражающие     гентерные

    различия в поведении личности.

    3 критерий

    Знание персональных норм.

       Показатели:

    Персональные нормы охватывают индивидуальные предпочтения и приоритеты личности в организации собственной жизнедеятельности, в том числе особенности семейных правил: режима дня.

     

    Выделение нравственного содержание поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм. 

    Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи.

    Для 7 – 8 лет.

    Приложение 7.

     

     

     

     

    Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы.

    Для 6,5 – 7 лет.

     Приложение 8.

     

     

     

    Задание на выявление уровня моральнойдецентрации

    (Ж. Пиаже, 2006).

    Для 7 – 10 лет.

    Приложение 9

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Анкета «Оцени поступок».

    (дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э. Туриелю в модефикации Е. А. Кургановой и О. А. Карабановой, 2004).

    Для 7 – 10 лет.

    Приложение 10.

     

     

    Моральная дилемма (норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами).

    Для 7 – 10 лет.

    Приложение 11.

    Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.

    Стр.66 – 68.

    Стр.68 – 69.

     

     

     

    Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.

    Стр.69 – 71.

    Стр. 72 – 74.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.

    Стр.70 – 71.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.

    Стр. 72 – 73.

     

    КРИТЕРИЙ

    Формирование  моральной самооценки

     

     

     

     

     

     КРИТЕРИЙ

    Развитее доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству Ии дружбе, оказания помощи тем, кто в ней нуждается.

    КРИТЕРИЙ

    Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально – нравственной отзывчивости.

    Диагностическая  программа изучения уровней воспитанности учащихся   (по М. И. Шиловой).

     

     

     

    Диагностическая программа изучения уровней воспитанности учащихся   (по М. И. Шиловой).

     

     

     

     

    Диагностическая программа изучения уровней воспитанности учащихся  (по М. И. Шиловой).

    Для 7 – 10 лет.

    Приложение 12.

    «Изучение процесса личностного развития ученика».

    Фридман Л.М.

    Москва: серия «Психологическая диагностика».

    Научно – практический журнал «Завуч начальной школы» 1, 2009 год.

    Стр. 82 – 85.

    Научно – практический журнал «Завуч начальной школы» 1, 2009 год.

    Стр. 82 – 85.

    2. Познавательные

    Общеучебные универсальные действия:

    2. Знаково - символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов и предметный план.

     

     

    1. Ориентация на предметную действительность, нет осознания особого существования речевой действительности как

    Знаково - символической. Дети дают неправильный ответ, ориентируются на предметную действительность, выделяют слова, перечисляя существительные - предметы.

    2. Неустойчивая ориентация на речевую действительность.

    Дети дают частично верный ответ, правильно называют слова, но без предлогов и союзов.

    3. Ориентация на речевую действительность как самостоятельную, дифференциация знаково - символического и предметного планов. Дети дают частично верный (называют все слова, пропустив или предлог, или союз) или полностью правильный ответ (Карпова С.Н.).

     

    Проба на определение количества слов в предложении Критерии оценивания: ориентация на речевую действительность.

     

     

    Приложение 2

    2. Знаково-символические действия — кодирование (замещение); регулятивное действие контроля.

    1. Ребенок не понимает или плохо понимает инструкции. Выполняет задание правильно на тренировочном этапе и фактически сразу же прекращает или делает много ошибок на этапе самостоятельного выполнения. Умение кодировать не сформировано.

    2. Ребенок адекватно выполняет задание кодирования, но

    допускает достаточно много ошибок (до 25% от выполненного объема) либо работает крайне медленно.

    3. Сформированность действия кодирования (замещения).

    Ребенок быстро понимает инструкцию, действует адекватно. Количество ошибок незначительное

    Методика «Кодирование»

    Критерии оценивания: количество допущенных при кодировании ошибок, число дополненных знаками объектов.

     

     

     

     

     

    (11-й субтест теста Д. Векслерав версии А. Ю. Панасюка).

    Приложение 3

    3. Прием решения задач; логические действия.

    1. При анализе задачи выделяют не только существенные, но и несущественные смысловые единицы текста; создают неадекватные схемы решения; применяют стереотипные способы решения; не умеют соотносить результат решения с исходным условием задачи.

    2. При анализе выделяют только существенные смысловые единицы текста; при создании схемы решения не учитывают все связи между данными условия и требованием; применяют стереотипные способы решения; испытывают трудности (допускают ошибки) в соотнесении результата решения с исходными данными задачи.

    3. При анализе выделяют только существенные смысловые

    единицы текста; создают различные схемы решения; используют разные способы решения; обосновывают соответствие полученных результатов решения исходному условию задачи

    Диагностика универсального действия

    общего приема решения задач

    Критерии оценивания: умение выделять смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, создавать схемы решения, выстраивать последовательность операций, соотносить результат решения с исходным условием задачи.

     

     

     

     

     

    (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой).

    Приложение 4

    4. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    -осознание критериев оценки при контроле;

    -свободное  и автоматичное владение навыками контроля;

    -разделение позиций исполнителя и               контролера

    1. Редактор

    2. Мозговой штурм

    3. Найди ошибку

    4. Диктант для робота

    А.Э.Симановский «Формирование учебных действий в начальной школе»

    5. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

    -умение находить разные варианты решения;

    -умение сравнивать их и выбирать наиболее эффективный

    1.Задания с многоальтернативными вариантами ответов.

    2. Задания с многоальтернативными стратегиями решения.

    А.Э.Симановский «Формирование учебных действий в начальной школе»

    6. Моделирование

    1. Способность формулировать проблемную ситуацию в виде задачи.

    2. Выделение важных данных и отсечение несущественных.

    1.Упражнения на  классификацию.

    2.Задания с недостающими и избыточными данными.

    А.Э.Симановский «Формирование учебных действий в начальной школе»

    Универсальные учебные действия:

    1.Логические универсальные действия:

    1. Отсутствует умение устанавливать взаимно – однозначное соответствие. Отсутствует сохранение дискретного множества (после изменения пространственного расположения фишек ребенок отказывается признать равенство множеств фишек различных цветов).

    2. Сформировано умение устанавливать взаимно-однозначное соответствие. Нет сохранения дискретного множества.

    3. Сформировано умение устанавливать взаимно - однозначное соответствие. Есть сохранение дискретного множества, основанное на принципе простой обратимости, компенсации или признании того, что мы ничего не прибавляли и не убавляли.

    Построение числового эквивалента или взаимнооднозначного соответствия Критерии оценивания:

    — умение устанавливать взаимно-однозначное соответствие;

    — сохранение дискретного множества.

     

    (Ж. Пиаже, А. Шеминьска).

     

     

    Приложение 1

    2. Логические действия  анализа, синтеза, установления аналогий

    Диагностика особенностей развития поискового планирования

    Критерии: протяженность последовательности действий (количество действий), спланированная ребенком.

    1. Успешное решение задач №3 , №4

    2. Успешное решение задач №5, №6

    3. Успешное решение задач №6, №7

    4. Успешное решение задач №9, №10

    5. Успешное решение задач №11, №12

    Проведение группового диагностического занятия с детьми 7-10 лет позволяет выделить тех, кто обладает либо только частным планированием (при решении лишь двух первых задач), либо разными уровнями развития целостного планирования- при успешном решении, соответственно, задач №1-4, №1-6, №1-8, №1-10, №1-12 (Методика А.З.Зака).

    Приложение 6

    3. Анализ

    -умение вычленять знания, идеи;

    -выделять отдельные компоненты;

    -видеть связи;

    -искать уникальные черты.

     

    А.Э.Симановский «Формирование учебных действий в начальной школе»

    4. Синтез

    -умение комбинировать;

    -воссоздавать;

    -развивать;

    -создавать новое.

     

    А.Э.Симановский «Формирование учебных действий в начальной школе»

     

    3. Коммуникативные

    1.Коммуникация как взаимодействие            (интеракция).

     Коммуникативные действия, направленные на учёт позиции собеседника либо партнёра по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации).

     Преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях.

     

    - понимание возможности различных позиций и точек зрение на какой-либо предмет или вопрос;

    - ориентация на позицию других людей, отличную отсобственной, уважение к иной точке зрения;

    - понимание возможности разных

    оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору;

    - учёт разных мнений и умение обосновать собственное.

     

    Задание «Левая и правая сторона»

    Возраст:6,5 – 7 лет.

     

     

    (Пиаже, 1997г).

     

    2. Коммуникация как кооперация.

     Коммуникативные действия, направленные на кооперацию, т.е. согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности.

    - умение договариваться, находить общее решение;

    - умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;

    - способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

    - взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

    Задание «Рукавички»

    Возраст: 6,5 – 7 лет.

     

    Задание «Совместная сортировка»

    Возраст 10,5 – 11 лет.

    (Г.А.Цукерман)

     

     

    (Бурменская, 2007г.)

     

    3. Коммуникация, как условие интериоризации.

     Речевые действия, служащие средствами

    коммуникации              (передачи информации другим людям), способствуют

    осознанию и усвоению

    отображаемого содержания.

    - рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;

    - способность строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

    - умение с помощью вопросов получать необходимые сведения

    от партнёра по деятельности.

    «Узор под диктовку»

    Возраст: 6,5 – 7 лет.

     

    Задание «Дорога к дому».

    (Цукерман и др.,1992г)

     

     

    (модифицированное задание «Архитектор- строитель», 2007 год)

     

    Создать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2024