Приложение 4. Психологическая концепция
Проблему духовно-нравственного становления, выбор личных и профессиональных ценностей – мы видим главной задачей молодого поколения. Несмотря на большие перемены, произошедшие за последнее время в политической и экономической структуре общества, современные молодые люди продолжают придерживаться системы ценностей предыдущих десятилетий. Мы начинаем с обсуждения индивидуально-возрастных особенностей и их влияния на формирование нравственной позиции.
Наша воспитательная система ориентирована на программу «Эркээйи» А.П.Оконешниковой и работа ведется с учетом индивидуально-возрастных особенностей детей:
- «Чемчуук саас» (0-6 лет) – дошкольники. Школа работает по преемственности воспитания с МДОУ «Мичээр».
- «Саьар5а саас» (6-10, 7-11 лет) – начальные классы.
- «Тымтык саас» (11-14, 12-15 лет) – подростки.
- «Ситэр саас» (15-17, 16-18 лет) – старшие классы.
В последние годы личностно ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство. Многие педагоги считают его самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности. Это обусловлено рядом объективных обстоятельств. Динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Психологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность, а это в свою очередь требует от педагогов притменения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности.
Таким образом, основываясь на личностно ориентированном подходе, как методологической ориентации в педагогической деятельности, позволяющей посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.
Наиболее важными аспектами личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности выделяются следующие:
личностно ориентированный подход является прежде всего ориентацией в педагогической деятельности;
он представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий;
данный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности ребенка.
К основным понятиям личностно ориентированного подхода можно отнести следующие:
индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;
личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;
самоактуализированная личность – человек осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;
самовыражение – процесс и результат развития, проявление индивидом присущих ему качеств и способностей;
субъект – индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;
субъектность – качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и обладающее активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;
Я-концепция – осознаваемое и преживаемое человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельности, взаимодействие с другими людьми, отношение к себе и окружающим;
выбор – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;
педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанным с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в учебе, жизненным и профессиональным продвижением .
Принципами личностно ориентированного являются следующие моменты.
Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально-приобретенных возможностей.
Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога – это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными качествами и полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным объектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать обогащению его субъектного опыта.
Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы ученик жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности школьника.
Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса. Вера в ребенка, доверие к нему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю.
На современном этапе в школьном образовании ведущим направлением педагогического процесса является акцентирование внимания на развитие личности ребенка. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит этнопедагогике. Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: "Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности".
Традиция – всего-навсего способ передачи накопленного духовного и трудового опыта нации.
Важное значение для сохранения и развития духовно-педагогического наследия народов имеет разработанная выдающимся ученым – этнопедагогом Г.Н. Волковым. Более тридцати направлений народной педагогики народа Саха указал в своих работах К.С. Чиряев. В своих исследованиях А.П. Оконешникова, автор программы “Эркээйи”, приводит отличительные черты народа Саха и призывает последовать многовековому опыту Саха по выживанию в столь суровых условиях всю прогрессивную часть планеты. Стали появляться первые пробы по построению педагогики народа Саха. Это учение Тэрис, Дабыл, Кыта Баалы, и другие, основанные на религии Айыы. Это динамическая система обучения Алексеевой, ноосферно-экологическое обучение Эльгэйской школы, школа А.П.Оконешниковой в восточной части Республики, переводные и другие, основанные на планетарные учения (программирование, вселенский разум Вернадского, ЗОЖ, Занкова, Гальперина и др.) и отличительные особенности культуры Саха.
Существует много различных теорий личности, и в каждой из них проблема развития личности рассматривается по-своему.
Однако помимо рассмотрения проблемы развития личности с позиции той или иной теории существует тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов. В рамках данного подхода сформировалось несколько концепций, принимающих во внимание согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех сторон личности. Данные концепции развития относят к интегративным концепциям.
Одной из таких концепций стала теория, принадлежащая американскому психологу Э.Эриксону, который в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Э.Эриксон выделил и описал восемь жизненных психологических кризисов, по его мнению, неизбежно наступающих у каждого человека:
- Кризис доверия – недоверия (в течение первого года жизни).
- Автономия в противовес сомнениям и стыду (в возрасте около 2-3 лет).
- Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет). (ДОУ)
- Трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (от 7 до 12 лет) (школа)
- Личностное самоопределение в противовес индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет) (школа)
- Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированноти (около 20 лет).
- Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).
- Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).
Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки. Детально представить в единой теории всевозможные варианты сочетаний положительных и отрицательных новообразований практически невозможно. Ввиду этого Эриксон отобразил в своей концепции только две крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную.
В отечественной психологи принято считать, что развитие личности происходит в процессе социализации и воспитания. Поскольку человек – существо социальное, то не удивительно, что с первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает в рамах своей семьи еще до того, как начинает говорить. В последующем, являясь частью социума, человек постоянно приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности. Этот процесс, а также последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта называется социализацией.
Одна из известных концепций мотивации поведения человека принадлежит А.Маслоу. Существование иерархии человеческих потребностей и их классификацию. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей (рис.1): физиологические (органические) потребности, потребности в безопасности, в принадлежности и любви, уважении (почитании), познавательные потребности, эстетические потребности, потребности в самоактуализации.
Рис.1
Структура потребностей по А.Маслоу
|