Приложение 3. Философские основания
Считаем нужным выбрать символ, который олицетворяет идеологию проекта и, как нам кажется, заложен в сознание каждого, кто родился и воспитан в традиционной якутской культуре и определяет тип мышления, привычен и доступен для понимания детей и родителей. Почему мы выбрали Аал Луук Мас в качестве символа, олицетворяющего нашу идеологическую концепцию?
Аал Луук Мас фольк. – священное дерево страны олонхо (айыы дьоно сугуруйэр баара5ай ытык мастара). Встречается в единичных сочетаниях в качестве постоянного эпитета, понимается как «священный и спасительный» (Картинный словарь языка олонхо: для детей, воспитателей, родителей/ [составители: В.В. Аммосова, Н.И. Филиппова, Е.П. Чехордуна]. – Якутск: Якут. Край, 2009.-96 с.
По-нашему, образ Аал Луук Мас (дерево Лох) чётко олицетворяет философский помысел проекта формирования духовно-нравственных ценностей у детей.
Корни Аал Луук Мас – это духовные ценности, знания, традиции и обычаи предков, исторический потенциал, многовековая культура и этнические особенности народа саха. Они впитывают ствол.
Ствол – это культурно-образовательная среда, способствующая развитию высоконравственного, творческого и компетентного гражданина, укорененного в духовных традициях своего народа и многонационального народа России.
Ветви – это образовательные программы и проекты, разработанные педагогами школы, по духовно-нравственному воспитанию учащихся и педагогический потенциал школы, нацеленный на создание культурно-образовательной среды, это весь ресурс по духовно-нравственному воспитанию.
Листочки – это дети, которым адресованы эти программы и проекты. Дерево цветет.
Цветы – эти
Плоды - это плоды усилий – воспитанная личность, которая является результатом многолетней педагогической деятельности коллектива.
В настоящее время остро ставится проблема единения человека и Вселенной, что человечество может усовершенствоваться и выжить, если поймет свою тесную связь с окружающей средой. Философские взгляды якутов о возникновении Вселенной, о ее строении, о происхождении человека и взаимосвязи человека с окружающей средой можно узнать через фольклор (эпосы, сказания…).
В воспитании и обучении якутских детей следует учесть его этнические черты: практический склад ума, умение жить и работать в экстремальных условиях Севера, сдержанность, рассудительность, слабо выраженную эмоциональность, уважение к родственникам, старшим по возрасту и женскому полу. Саха высоко ценит ровный тон людей, культуру и спокойную манеру речи в разговорах, доверие и уважение его национальных традиций, обычаев, привычек. Иными словами, имеют высокие морально-этические, психологические качества.
У молодого поколения изменились представления о нравственном поступке – оказание помощи в трудную минуту, что очень важно сохранить и передать следующему поколению. Еще раз отмечаем актуальность данной темы в связи с проложением железной дороги до Нижнего Бестяха, что снова приведет к трансформации традиционных ценностей. Следовательно, мы должны помочь семье воспитать человека с иммунитетом к вредным привычкам и антизаконным действиям.
|