Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бетюнская средняя общеобразовательная школа им. Н.Е. Иванова»
Стартовая диагностика:
показатели, дидактические и раздаточные материалы
на 2013-2016 учебные годы
(для первоклассников)
По материалам книги А.Г. Асмолова
«Как проектировать универсальные учебные действия
в начальной школе. От действия к мысли».
2013
Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их предметной готовности к изучению данного курса. «Предметная стартовая диагностика» и представляет, собственно, предмет разработки и описания в данном параграфе.
Показатели «предметной» готовности первоклассников к изучению данного курса основываются на приводимых ниже показателях ожидаемой подготовки первоклассников.
Эти показатели, выделенные на основании анализа особенностей программ обучения, представляют собой обобщение опыта многочисленных экспериментальных исследований, а также обобщения опыта наблюдений. Они определяют стартовые условия обучения детей в начальной школе.
Опыт и результаты проводимых исследований показывают, что большинство детей 6 – 7 лет в прошедшие годы уверенно демонстрировало достижение описанного уровня готовности.
Вместе с тем, этот факт нуждается в экспериментальном подтверждении в современных условиях обучения и представляет собой одну из задач апробации всей системы обеспечения функционирования стандарта второго поколения.
В перспективе, после экспериментальной отработки, предполагается введение этих показателей в систему планируемых результатов освоения программ начальной школы, что будет способствовать выравниванию стартовой подготовки учащихся за счет целенаправленной организации системы предшкольного образования. что, безусловно, облегчит работу учителя начальной школы.
Предметная стартовая диагностика проводится с целью
٧выяснения общего уровня готовности класса к изучению того или иного раздела или темы курса;
٧выяснения уровня готовности данного ребенка и выявления его индивидуальных особенностей.
Следует, однако, помнить, что частичное или даже полное отсутствие у ребенка отдельных знаний и/или навыков не является основанием для любых дискриминационных решений, а всего лишь указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с данным ребенком в течение адаптационного периода и направления этой работы.
Показатели ожидаемой готовности первоклассников к изучению отдельных тем и разделов курсов, дидактические и раздаточные материалы
Математика
АРИФМЕТИКА. Числа и вычисления: счет
|
Дети могут |
Примеры |
|---|---|
|
Накройте на стол для четырех друзей |
|
например, объединяясь вместе так, как того требуют считалочки/ песенки, предполагающие прямой и обратный счет в пределах 10; |
|
например, называя «чемпионов», тех, кто первый вошел в класс и т.п. |
|
например, отвечая на вопрос учителя: "Где предметов больше?" |
|
например, отвечая на прямую просьбу учителя |
АРИФМЕТИКА. Числа и вычисления: Числа
|
Дети могут |
Примеры |
|---|---|
|
например, на часах или на клавиатуре компьютера |
|
например, отвечая на прямую просьбу учителя |
|
- Покажи карточку с цифрой, на один больше, чем 3 - Отними от этих кубиков два |
АРИФМЕТИКА. Величины
|
Дети могут |
Примеры |
|
|---|---|---|
|
|
|
|
|
|
ГЕОМЕТРИЯ. Геометрические фигуры: Тела и формы
|
Дети могут |
Примеры |
|---|---|
|
Покатятся ли объекты/ формы или же загромоздят дорогу? На что это больше похоже – на шкаф или мячик? |
|
например, по размерам и объему (большой/ маленький, высокий/ низенький, занимает много/ мало места и т.п.) и форме (круглый – с углами, “острый”) |
ГЕОМЕТРИЯ. Пространственные отношения
|
Дети могут |
Примеры |
|---|---|
|
Встань рядом с Петей Встань сбоку от Коли. Маша, встань пред Олей и слева от Ани. |
|
٧описывать направления движения: вверх/вниз, сверху вниз, снизу вверх, слева-направо, справа-налево и выполнять указания учителя и/или простой схемы |
Дойди до домика лисички: сначала найди грибочек, затем иди на солнышко. Проводи кошку (см. рисунок 1) |
Рисунок 1. Направления движения
1)Задание «Проводи кошку к шалашу»: спустись с кошкой вниз на 6 клеточек.
2)Задание «Проводи кошку в гости к королю»: спустись с кошкой вниз на 4 клеточки, поверни налево и пройди еще 1 клеточку.
![]() |
работа с данными. Статистика
|
Дети могут |
Примеры |
|---|---|
|
Дети раскладывают смесь предметов по кучкам: монетки, камушки, крышки от бутылок с водой, орехи и т.п. |
|
У кого больше всех грибов? У кого меньше всех? У кого поровну? У кого больше – у Пети или Маши? Насколько больше? (см. рис. 2) |
Рисунок 2. Чтение простых пиктограмм
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
МАМА |
ПЕТЯ |
МАША |
ПАПА |
работа с данными. Вероятность
|
Дети могут |
Примеры |
|---|---|
|
Пройдет ли слон через нашу дверь? А мышка? Будет ли сегодня дождь? Снег? |
РУССКИЙ ЯЗЫК. ЧТЕНИЕ
Язык. Речь
|
Дети могут |
Примеры |
|---|---|
|
|
|
٧испытывать и демонстрировать любопытство и интерес
|
Экспериментируют и играют с написанием и “чтением” букв, слов, символов Ежедневно рисуют и делают“записи“ в своих альбомах Выбирают тексты для совместного чтения вслух или самостоятельного “перечитывания” Рассматривают и создают иллюстрации, цитируют любимых героев детских телепередач |
Звуки и Буквы
|
Дети могут |
Примеры |
|---|---|
|
например, во время прогулки по ближайшим окрестностям, или при прослушивании аудиозаписей |
|
например, в собственных именах или сортируя карточки с рисунками или фотографиями знакомых детей |
|
٧стараться говорить ясно, чтобы быть понятым, экспериментировать с произношением слов |
например, меняя ударение |
|
٧различать символы, числа, буквы и слова |
Сортировка карточек: Отложи карточки -с картинками; - с буквами; - со словами; -со значками; - с цифрами; (см. рис. 3) |
|
٧писать буквы и наделять их значением |
например, в игре с песком, осязаемыми буквами и т.п. |
|
٧“читать” знакомые печатные знаки (например, дорожные знаки, этикетки, вывески и т.п.) |
Что означает этот знак? (см. рис. 3) |
|
٧"подписаться" рядом с соответствующей буквой своего имени, демонстрировать частичное знание букв алфавита |
Где твоя буква? Подбери картинки к знакомым буквам |
|
٧демонстрировать понимание направления письма (слева-направо) и делать попытки образовывать буквы четко и согласно принятым правилам их написания |
|
Рисунок 3. Разложи карточки «Буквы, знаки, цифры, слова, картинки»
Слова и словобразование
|
Дети могут |
Примеры |
|---|---|
|
например, я, и, большой, собака, любит они могут “читать” наиболее простые и часто встречающиеся надписи и слова (например, стоп), подписи, сопровождающие иллюстрации в книге и т.п. |
|
٧экспериментировать с маркировкой слов |
группировать имена и объяснять, как они их сгруппировали |
|
٧продемонстрировать достаточный словарный запас и опыт речевой деятельности для того, чтобы адекватно откликнуться на приветствия, просьбы, вопросы, простые инструкции и объяснения |
|
Словосочетания и предложения:
|
Дети могут |
Примеры |
|---|---|
|
|
Высказывания и тексты (устная речь)
|
Дети могут |
Примеры |
|---|---|
|
например, пересказать личный жизненный опыт (случай из жизни, опыт проживания трудного дня или такого дня, когда они были огорчены) и т.п. |
|
٧слушать внимательно, чтобы продолжить пересказ и описать случившиеся события |
Кто продолжит рассказывать нам историю (по иллюстрированной книге) |
|
٧поддерживать беседу |
|
|
٧при помощи опоры, пересказать избранный рассказ или стих |
|
|
٧задавать вопросы, и давать верные ответы |
|
|
٧следовать простым инструкциям |
|


























