Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бетюнская средняя общеобразовательная школа им. Н.Е. Иванова»
ОБСУЖДЕНО на НМС школы УТВЕРЖДЕНО
_______________ Председатель НМС _______________ Директор школы
« » сентября 2014 г. « » сентября 2014 г.
ПЛАНИРОВАНИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
МБОУ «Бетюнская СОШ им. Н.Е. Иванова»
на 2014-2015 учебный год
2014
Проблемно-ориентированный анализ научно-методической деятельности
за 2013-2014 учебный год
Общая оценка и результативность выполнения
поставленных перед НМД задач.
Указание факторов, которые способствовали или
препятствовали их выполнению
Методическая работа в 2013-2014 учебном году была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу, учебный и воспитательный план школы.
Для повышения уровня профессионального саморазвития учителей и с поэтапным введением ФГОС, на 2013-2014 учебный год была поставлена методическая проблема:
«Теоретические и практические основы формирования коммуникативной и рефлексивной деятельности учащихся как фактор повышения эффективности урока».
Для решения данной проблемы в школе сформулирована следующая цель:
Обеспечение организационно-педагогических условий для овладения педагогическим мастерством, повышения уровня профессионального саморазвития учителей и проектирования уроков с применением деятельностного подхода.
Основные задачиметодической работы за 2013-2014 учебный год:
1. Обеспечить информационно-методическое сопровождение педагогов как средство вхождения в компетентностное образование;
2. Повышение уровня профессионального саморазвития учителей для проектирования и разработки собственных идей и замыслов, для формирования умения оценивать собственную деятельность;
3. Повышение эффективности внедрения новых образовательных технологий и форм организации учебного процесса;
4. Разработка рабочих программ и тематических планов с отражением деятельности детей;
5. Разработка серий уроков по развитию коммуникативной и рефлексивной деятельности учащихся;
6. Программно-методическое и дидактическое обеспечение часов внеурочной и проектной деятельности учебного плана ОУ;
7. Создание модели новой системы диагностики и оценки качества образования (разработка контрольно-измерительных материалов по оценке достижений запланированных результатов).
8. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с 1 по 3 классы;
9. Обновление содержания образования (приведение его в соответствие с обязательным минимумом содержания учебных программ по Федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования в 4 классе, основного общего и среднего (полного) общего образования с 5 по 11 классы).
Анализ соответствия поставленных задач и их выполнения
Тб. Соответствие поставленных задач и результатов
Задачи |
Результаты их решения |
Факторы, которые способствовали или препятствовали их выполнению |
1. Обеспечить информационно-методическое сопровождение педагогов как средство вхождения в компетентностное образование.
|
1) Проведены школьные обучающие семинары: - «Модель технологической карты учителя-предметника» - 26.09.2013 г.; - «ФГОСовский урок» - 17.11.2013 г.; 2)Использование Интернет-технологии – 80%; 3) Проведение открытых уроков, внеклассных занятий с использованием интерактивной доски. 4) Выпуск сборника «Моё доброе имя (по материалам улусного Форума «Моё доброе имя», посв. 120-летию П.А. Ойунского); 5) Прохождение курсов повышения квалификации – по плану курсовой подготовки. 6) Подписка и приобретение методической литературы – 100% . 7) _% участие в улусной НПК «Урок как педагогический феномен».
1) Проведение НМС «Оценка качества профессиональной деятельности педагогов». 2) Формирование папки достижения педагогов, имеющих высшее, I КК и претендующих на данные КК или на соответствие занимаемой должности. 3) Обоснование выбора образовательной программы или педагогической технологии, его описание. 4) Написание педагогами реферативно-аналитической работы. 5) Сбор материалов, иллюстрирующих работу (конспекты уроков, планы работы и др.). 6) Проведение школьного конкурса учебных кабинетов, одним из критериев которого является методическое обеспечение: -наличие и систематизация УМК -наличие и систематизация дидактических материалов -наличие инструктивных карт -наличие и систематизация раздаточных материалов -наличие творческих работ учащихся и их качество. 7) Проведение педагогами мастер-классов, открытых уроков и внеклассных мероприятий. Анализы и самоанализы уроков. 8) Участие в педчтениях, профессиональных конкурсах. 9) Проведение НМС школы «Школьная экспертиза документов, предъявляемых на аттестацию»
|
1) Овладение учебно – методическими и информационными ресурсами, необходимыми для решения задач ООП - 90 %; 2) Освоение новой системы требований к структуре ООП, результатам ее освоения и условиям ее реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся - 75 % педагогов, что объясняется следующим: Педагоги используют контрольно–измерительные материалы (КИМ), которые недостаточно обеспечивают выявление уровня сформированности системы знаний (предметные результаты), уровня овладения учащимися умениями и навыками, способами познавательной, информационно–коммуникативной и рефлексивной деятельности (метапредметные и личностные результаты). |
2 Повышение уровня профессионального саморазвития учителей для проектирования и разработки собственных идей и замыслов, для формирования умения оценивать собственную деятельность.
|
За 2013-2014 уч.г. – 70% коллектива; 3) Участие в НПК «Урок как педагогический феномен»: - всего приняло участие 23 педагога; 4) Проведен семинар-практикум «Образование для устойчивого развития» для педагогов школы – 24.04.2014 г.
|
Обеспечение оптимального вхождения работников образования в идеологию, цели и задачи ООП–70 % педагогов, что сдерживается следующими факторами:
3) Недостаточная разработка технологии оценивания результативности педагогической деятельности. |
|
1)Охват курсами: за 2013-2014 уч.г. – 15 педагогов/48,4% 2)Количество учителей, имеющих педагогические системы:
3)Разработка технологических карт урока–5 педагогов на НПК «Урок».
|
Недостаточное владение дидактическими знаниями и умениями, необходимыми для овладения современными педагогическими технологиями: - в классификации методов обучения и форм организации учебной деятельности учащихся (все еще преобладающими формами организации учебной деятельности являются традиционные); - в выборе оптимального их сочетания для организации продуктивной деятельности учителя и учащихся. |
4. Разработка рабочих программ и тематических планов с отражением деятельности детей. |
1) Проведен семинар по разработке РП. 2) Организация планирования педагогов в соответствии с темой и программой развития школы, с образовательной программой ОУ; 3) Всего приняло участие в панораме рабочих программ в рамках НПК «Урок как педагогический феномен» с разработкой рабочей программы – 5. 3) Разработка учебно-методических комплектов по духовно-нравственному воспитанию: - Альбом-каталог «Почитаемые места Амгинского улуса» - на стадии подготовки к изданию. |
1)Недостаточное теоретическое и практическое овладение отдельными педагогами технологии разработки рабочих программ.
|
5. Разработка серии уроков по развитию коммуникативной и рефлексивной деятельности учащихся. |
1) Участие в улусном конкурсе профессионального мастерства «Учитель года-2014»: - Иванова М.Д., учитель начальных классов, финалистка конкурса. 2) Участие в НПК «Урок как педагогический феномен»: - Артемьева Н.В., учитель математики – Диплом«Лучший урок» в рамках панорамы лучших уроков учителей Амгинского улуса; - Неустроева С.А., учитель якутского языка и литературы – выпуск электронного учебно-методического пособия. |
1)По итогам анализа посещенных уроков выявлена проблема: большинство учителей придерживается традиционного метода обучения, методика преподавания направлена на развитие познавательной деятельности учащихся. 2)Недостаточно введен деятельностный подход на уроках. |
6. Программно-методическое и дидактическое обеспечение часов внеурочной и проектной деятельности учебного плана ОУ. |
1) Овладение учебно – методическими и информационными ресурсами, необходимыми для решения задач ООП – 90%. 2) Разработка учебно-методических комплектов по духовно-нравственному воспитанию: - Альбом-каталог «Почитаемые места Амгинского улуса» - на стадии подготовки к изданию; - Сборник «Моё доброе имя» по материалам улусного Форума, посв. 120-летию П.А. Ойунского. 3) Выпуск сборника «Школа как модель центра духовно-нравственного воспитания (из опыта работы педагогов МБОУ «Бетюнская СОШ им. Н.Е. Иванова» Амгинского улуса)» статей педагогов ОУ по итогам 2013-2014 уч.г.
- Неустроева С.А., учитель якутского языка. |
|
7. Создание модели новой системы диагностики и оценки качества образования (разработка контрольно-измерительных материалов по оценке достижений запланированных результатов). |
1) Проведена улусная метаолимпиада для 1, 2, 3аб и 4 классов от 29-30.04.2014 г. 2) Проведены ДКР: - по русскому языку, по математике, по биологии - 11кл, 18.01.2014 - по истории - 11кл, 17.01.2014, 16.04.2014 - по обществознании - 9кл, 13.01.2014 11кл, 16.01.2014, 15.04.2014 - по химии - 9кл, 18.01.2014 - по географии - 9кл, 13.01.2014 - по физике - 9кл, 16 января 2014 11кл, 13 января 2014. |
Педагоги используют контрольно–измерительные материалы (КИМ), которые не обеспечивают на должном уровне: -выявление уровня сформированности системы знаний (предметные результаты), уровня овладения учащимися умениями и навыками, способами познавательной, информационно–коммуникативной и рефлексивной деятельности (метапредметные и личностные результаты). |
8. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с 1 по 3 классы. |
|
|
9. Обновление содержания образования (приведение его в соответствие с обязательным минимумом содержания учебных программ по Федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования в 4 классе, основного общего и среднего (полного) общего образования с 5 по 11 классы). |
|
|
Выделение проблем как конфликта между настоящим положением и желаемым состоянием в ходе проведения анализа результатов, процесса и условий деятельности
Анализ существующего состояния научно-методического обеспечения образовательного процесса позволяет выявить проблемы:
- несовершенная система контроля и оценки знаний, умений, навыков и способов деятельности учащихся.
Главная роль в решении указанных выше проблем принадлежит методическим объединениям, которые должны стать своего рода творческими лабораториями педагогов по разработке программно–методического обеспечения для обновления содержания и технологий обучения, создания новой системы контроля и оценки знаний, умений, навыков и способов деятельности учащихся. Каждое методическое объединение имеет свою методическую тему и свой план работы, в соответствии с единой методической темой и целью методического обеспечения. Таким образом, каждый учитель вовлечен в методическую систему школы и работает над своей темой самообразования, с обобщенными результатами которой он знакомит своих коллег на заседаниях методических объединений, научно-методических и педагогических советах школы.
Проанализировав работу методических объединений, следует отметить, что все они работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков творческой научно-исследовательской деятельности, о чём свидетельствует их успешное участие в различных конференциях и олимпиадах:
- Улусный Форум «Моё доброе имя» - 100 участников
- Межшкольные Ивановские чтения – 42 участника
- Всероссийский Математический чемпионат – 29 участников
- Всероссийский Биологический чемпионат – 30 участников
- Всероссийский Конкурс «Талант с колыбели» - 9 участников
- Всероссийская Олимпиада по ОБЖ – 22 участника
- Всероссийский Конкурс по ОБЖ «Муравей» - 11 участников
- Кремлевская ёлка – 6 участников
- Международный конкурс «Британский бульдог» – 36 участников
- 1 тур республиканской олимпиады СВФУ – 90 участников
- Улусные Краеведческие чтения – 6 участников
- УлусныеАгрочтения – 3 участника
- УлуснаяНК «Шаг в будущее. Инникигэхардыы» - 34 участника, из них 19 дипломантов.
- УлуснаяНК «Шаг в будущее» - 6 участников, из них 2 дипломанта.
Наиболее эффективной можно считать работу МО учителей начальных классов, что подтверждаетсяих участием в методической работе улуса и высоким количеством участников и призёров НПК «Шаг в будущее. Юниор». МО учителей естественного цикла показывает стабильный конечный результат деятельности: качество обученности учащихся, количество призеров олимпиад. По сравнению с предыдущими годами прослеживается активная деятельность учителей МО физико-математического цикла.Учителя МО технологии выдвигают новые идеи и проекты. МО гуманитарного цикла составляют, в основном, молодые учителя.
Традиционным видом методической работы является проведение предметных недель. В 2013-2014 учебном году было запланировано 10 и проведено 9 предметных недель. В методических объединениях успешно проводится стартовый, промежуточный и итоговый контроль по всем предметам. Особое внимание в работе МО уделяется совершенствованию форм и методов организации урока. В этом учебном году учителя – предметники стали активнее применять компьютерные технологии на уроках. Использование информационных технологий на занятиях способствует развитию интеллектуального уровня детей, их интереса и творческих способностей, самостоятельности, создаёт новые возможности получения человеком знаний, позволяет сделать занятия более интересными и наглядными, моделировать более сложные процессы.
Методическая проблема
Методическая тема на 2014-2015 учебный год:
«Создание системы оценки образовательных результатов: содержание, диагностика, критерии оценивания».
Цель методического обеспечения:
Обеспечение организационно-педагогических условий, необходимых для объективной, качественной оценки достижения запланированных результатов, заложенных в основной образовательной программе на 2014-2015 учебный год, для овладения педагогическим мастерством и повышения уровня профессионального саморазвития учителей.
Перевод проблемы в задачи на новый учебный год
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- На основе ФГОСНОО и примерной федеральной основной образовательной программы образовательного учреждения создать локальные правовые акты, регулирующие порядок, содержание, процедуры определения оценки достижения планируемых результатов.
- Ввиду интегрированного характера требований разработать к каждому из них критерии, показатели.
- Определить виды, формы, технологии оценки достижения личностных, метапредметных, предметных результатов, а также результатов обусловленных спецификой школы.
- Провести содержательно - деятельностную работу по оценке уровня достижения запланированных результатов.
- Подготовить администрацию школы, членов педагогического коллектива, педагогов дополнительного образования, родителей, учащихся к оценке и самооценке результатов образовательной деятельности в свете новых подходов.
- Разработать инструментарий оценивания, приемлемые формы предоставления результатов.
- Повышение уровня профессионального саморазвития учителей для проектирования и разработки собственных идей и замыслов, для формирования умения оценивать собственную деятельность.
- Повышение эффективности внедрения новых образовательных технологий и форм организации учебного процесса.
- Программно-методическое и дидактическое обеспечение часов внеурочной и проектной
деятельности учебного плана ОУ.